Для нашего нефтегазового сектора и экологические, и климатические вызовы встают уже в полный рост

Для нашего нефтегазового сектора и экологические, и климатические вызовы встают уже в полный рост

Климатический фактор стал одним из доминирующих в мировой энергетике — России нужно встраиваться в повестку и находить новые возможности.

В масс-медиа все чаще и чаще наряду с «глобальным потеплением» стало появляться слово «энергопереход». Под таким широким термином каждый специалист понимает свое: переход на так называемую безуглеродную экономику, на возобновляемые источники энергии или резкое сокращение энергопотребления как такового.

Смена базовых источников энергии когда-нибудь в будущем закономерна, однако предсказываемая во многих прогнозах возможность относительно скорого перехода мировой экономики преимущественно на возобновляемые энергоносители (ВИЭ) вызывает многочисленные споры: в мире есть несколько десятков научных и околонаучных (связанных с финансовыми институтами) организаций которые занимаются климатической проблематикой — и у всех разное мнение по поводу перспектив (да и необходимости) энергоперехода. А факты подсказывают, что процесс может затянуться до середины нынешнего столетия и даже более.

На сайте Климатического центра Росгидромета размещено интервью изданию “Нефть и капитал” Татьяны Митровой, директора Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», в котором констатируется, что климатический фактор стал одним из доминирующих в мировой энергетике: при разработке государственных политик и корпоративных стратегий, при принятии решений по конкретным инвестиционным проектам. В интервью обсуждались результаты опубликованного в мае 2020 г. Центром энергетики Московской школы управления «Сколково» исследования «Глобальная климатическая угроза и экономика России: в поисках особого пути», где наглядно показывалось, что климатическая повестка в мировом энергетическом секторе неизбежно будет набирать обороты.

Основное направление развития мировой энергетики, по мнению Т. Митровой, уже видно отчетливо: под влиянием изменений в энергополитике и развития новых технологий мир входит в этап 4-го энергетического перехода — к широкому использованию возобновляемых источников энергии и постепенному вытеснению ископаемых видов топлива. Единый тренд для энергетики, связанный с глобальным климатическим вызовом, — это декарбонизация. С использованием различных механизмов — от торговли квотами на СО2 и углеродных налогов до субсидирования новых источников энергии и стимулирования энергоэффективности — все страны и энергетические компании стремятся снизить эмиссии парниковых газов или хотя бы замедлить их рост. Для российского нефтегазового сектора и экологические, и климатические вызовы встают уже в полный рост. Локальные загрязнения, разливы нефти и нефтепродуктов, выбросы в больших городах — все это вызывает растущую озабоченность как населения, так и руководства страны. Но вызовы, связанные с эмиссией невидимых глазу парниковых газов, приводящими к изменениям климата несравненно больше. Это прежде всего физические риски: на территории страны в последние 40 лет потепление климата происходило в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по планете (а в российской части Арктики — в 4,5 раза быстрее). Из-за изменения проектных условий (колебания температуры, влажности, рост числа циклов замораживания/оттаивания, увлажнение с промерзанием, повышение уровня грунтовых вод, жидкие осадки в холодное время года, приводящие к ускоренному износу зданий) снижается долговечность зданий и сооружений, трубопроводной инфраструктуры.


cc.voeikovmgo.ru