Заявление Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по реагированию на изменение климата

Заявление Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по реагированию на изменение климата

Мы, главы государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС), единогласно признаем, что с каждым днем усугубляются негативныепоследствия изменения климата, и в связи с тем повышается актуальность принятия глобальных действий. Реагирование на изменение климата и содействие восстановлению мировой экономики после пандемии COVID-19 – одна из ключевых задач нашего времени. На территории государств-членов живет почти половина населения мира. В интересах их и всего мирового сообщества подтверждаем нашу общую решимость развивать сотрудничество по реагированию на вызовы, связанные с изменением климата.

Признаем, что изменение климата, а также его негативные последствия представляют собой проблему глобального характера и бросают вызов устойчивому развитию человечества. Решение данной проблемы требует усилий всего мирового сообщества, на основе фундаментальных принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее – Конвенция), в интересах укрепления международного сотрудничества и в целях совместного реагирования на дальнейшую трансформацию экономики и общества в направлении устойчивого и инклюзивного развития.

Государства-члены считают, что Парижское соглашение должно выполняться на основе принципа общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей, в свете различных национальных условий. Отмечаем, что для достижения температурной цели Парижского соглашения решающее значение имеет как сокращение, так и поглощение выбросов парниковых газов и что страны вправе самостоятельно устанавливать национальные цели в области предотвращения изменения климата и пути их достижения.

Государства-члены вносят эффективный вклад в достижение глобальных целейпо предотвращению изменения климата и адаптации к нему.Несмотря на то, что перед нашими странами стоят задачи по восстановлению экономики от последствий пандемии COVID-19 и повышению уровня жизни населения, мы показали пример международному сообществу, предприняв решительные меры по реагированию на изменение климата и продемонстрировав амбициозность поставленных задач в определяемых на национальном уровне вкладах.

Подчеркиваем, что поддержка, оказываемая развитыми странами в соответствии с Приложением II к Конвенции, должна быть соизмерима с действиями по борьбе с изменением климата, предпринимаемыми развивающимися странами. Предоставление и мобилизация ресурсов на борьбу с изменением климата являются обязательствомразвитых стран (Приложение II к Конвенции) по отношению к развивающимся странам.

С глубокой озабоченностью отмечаем, что развитые страны (Приложение II к Конвенции) еще не выполнили свои обязательства по климатическому финансированию, включая мобилизацию 100 миллиардов долларов США в год к 2020 году. Призываем их выполнить обязательства как можно скорее до КС-27, чтобы внести существенный вклад в установление новой коллективной количественной цели по климатическому финансированию на период после 2025 года и увеличить необходимую поддержку развивающихся стран в области финансирования, разработки и передачи технологий и наращивания потенциала, чтобы помочь развивающимся странам принять меры по борьбе с изменением климата в контексте устойчивого развития.

Государства-члены выступают за сбалансированное соотношение между сокращением выбросов и развитием, поддерживая «справедливый переход». Подчеркиваем, что выбросы парниковых газов на душу населения в развивающихся странах ниже, чем в развитых странах. Права развивающихся стран на независимое и устойчивое развитие должны быть обеспечены. В Парижском соглашении зафиксировано, что в процессе устойчивого развития и искоренения нищеты достижение пика выбросов парниковых газов потребует более длительного времени от развивающихся стран. Односторонние принудительные меры нарушают многосторонние принципы, серьезно подрывают многостороннее сотрудничество, коллективные и национальные усилия по решению проблем с изменением климата, а также ослабляют способность стран к решению проблем с изменением климата.

Государства-члены убеждены в недопустимости использования климатической повестки для введения мер, ограничивающих торговое и инвестиционное сотрудничество. Они призывают к сохранению открытого, недискриминационного режима, основанного на принципах добровольности климатических усилий.

Государства-члены высоко оценивают ключевую роль Конвенции в международных переговорах и сотрудничестве по вопросам борьбы с изменением климата и отмечают 30-летие с момента ее подписания. Руководствуясь основополагающими принципами Конвенции, они готовы работать со всеми сторонами для полной и эффективной реализации Конвенции и Парижского соглашения.

Государства-члены отмечают, что Парижское соглашение направлено на удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложение усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, приветствуют итоги 26-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, поддерживают усилия Египта в подготовке и проведении 27-й Конференции Сторон РКИК ООН.

Государства-члены подтверждают готовность прилагать совместные усилия в контексте предстоящей Конференции и работать со всеми Сторонами Конвенции на основе взаимной инициативы, принципов открытости, прозрачности, инклюзивности, консенсуса, а также с учетом различных национальных обстоятельств с целью достижения желаемых результатов.

Государства-члены, поддерживая инициативу Республики Таджикистан об объявлении 2025 года «Международным Годом защиты ледников», отмечают предложение о создании Международного фонда по сохранению ледников.

Признавая роль международных углеродных рынков в достижении целей Конвенции и Парижского соглашения, государства-члены считают целесообразным обмен опытом и лучшими практиками по обеспечению экономической эффективности мер по адаптации и предотвращению изменения климата на основе инклюзивных и справедливых подходов, а также принципа общей, но дифференцированной ответственности.

Государства-члены, продолжая практическую реализацию Концепции сотрудничества в области охраны окружающей среды государств-членов ШОС (г. Циндао, 2018 г.) и Программы «Зеленого пояса» Шанхайской организации сотрудничества (г. Душанбе, 2021г.), намерены предпринять следующие дополнительные меры:

– содействовать устойчивому развитию, снижению выбросов парниковых газов, совершенствованию и модернизации инфраструктуры, в том числе в секторе энергетики;

– расширять сотрудничество в сфере развития и внедрения ресурсосберегающих, энергоэффективных, «зеленых» и низкоэмиссионных технологий;

– рассмотреть возможность принятия совместных мер в связи с влиянием изменения климата на морскую флору и фауну;

– расширять обмен опытом в области инвестиционных стандартов, устойчивых проектов, в том числе зеленых таксономий;

– рассмотреть перспективы углубления сотрудничества по мобилизации финансирования для предотвращения изменения климата и адаптации к нему;

– наладить диалог между государствами-членами ШОС по углеродным рынкам, включая подходы к участию в международных углеродных рынках;

– развивать кадровый потенциал, формировать системы обучения специалистов в области климата, создавать программы переподготовки специалистов на основе взаимного сотрудничества государств-членов ШОС;

– проводить в рамках ШОС семинары, форумы, круглые столы с привлечением представителей государственных структур, деловых кругов, исследовательских центров, ученых и других экспертов для обсуждения взаимодействия по обмену опытом в области изменения климата;

– придерживаться открытости для привлечения заинтересованных государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС к сотрудничеству в вышеуказанных областях. 

kremlin.ru