Волго-Донской судоходный канал отмечает 70-летие
27 июля Волго-Донской судоходный канал имени Ленина отпраздновал своё 70-летие. В этот день в 1952 году состоялось торжественное открытие нового и очень важного для экономики страны водного пути, поскольку он фактически соединил между собой бассейны пяти морей: Белого, Азовского, Балтийского, Черного и Каспийского. Влияние, которое канал оказал на развитие торговли и туризма на этом маршруте, сложно переоценить.
Сразу надо оговориться, что 27 июля состоялось торжественная церемония открытия и присвоения ВДСК имени В.И. Ленина. Все строительные работы были завершены намного раньше – 1 июня 1952 года шлюзы канала стали работать в тестовом режиме. А спустя неделю – 7 июня по рукотворной водной артерии прошло первое пассажирское судно – теплоход «Сергей Киров».
Отметим, что первую попытке связать Волгу с Доном водным путем сделал еще Петр Первый. Разработанный тогда проект предполагал соединить каналом притоки двух рек – Иловлю и Камышинку. Работы стартовали в 1697 году, но из-за начавшейся в феврале 1700 года Северной войны стройка была заброшена.
Едва ли не каждому последующему правителю страны представляли новый проект канала. Но объем работ и затраты на него каждый раз оценивались как непомерные. До Великой октябрьской революции 1917 года было разработано около 30 проектов канала, которые остались только на бумаге. После революции, Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 14 мая 1918 года строительство Волго-Донского канала было отнесено к числу важнейших народнохозяйственных задач. В течение нескольких лет был разработан новый проект. Однако решение опять несколько раз откладывалось, в том числе из-за начала Великой Отечественной войны. В 1946 – 1948 годах проект был доработан в Гидропроекте МВД СССР, которое уже имело опыт строительства Беломорско-Балтийского канала и канала имени Москвы. Для строительства ВДСК было образовано Главное управление «Главгидроволгодонстрой».
Работы начались в феврале 1948 года. Гигантская стройка стала судьбоносной для сотен тысяч людей. И речь не только о рабочих и инженерах, для водного пути затопили огромные территории и почти 1400 населенных пунктов, предварительно выселив местных жителей.
Протяженность канала составляет 101 километр, из которых 56 км – искусственный водный путь. Общий перепад высот между Волгой и Доном составляет 132 метра и для разработчиков проекта эта была очень непростая инженерная задача. Строительство заняло три с половиной года. Для этого потребовалось около 8 тысяч единиц техники и 700 тысяч рабочих: со всей страны приезжали студенты, добровольцы, привлекались также военнослужащие, заключенные и военнопленные немцы. Было вырыто 150 млн кубометров земли и залито 3 млн кубометров бетона.
Максимальная глубина канала – 3,5 метров. Чтобы грузовые и пассажирские суда могли беспрепятственно курсировать между Волгой и Доном было построено 13 шлюзов. Они поднимают суда со стороны Волги на 88 метров (от отметки минус 14 метров в Сарептском затоне до 74 метров над уровнем моря на водоразделе) и опускают на 40 метров (до отметки 34 метра в Цимлянском водохранилище). Канал питается донской водой, которая подаётся тремя насосными станциями на раздельный бьеф. Ширина канала по поверхности воды 70 метров. Габариты канала допускают проход судов грузоподъёмностью до 5 тысяч тонн. Проектная пропускная
способность канала 10,5 млн тонн за навигацию.
Первый шлюз располагается в черте Волгограда и воротами в него служит грандиозная триумфальная арка высотой 40 метров. Она воздвигнута как памятник трудовому подвигу гидростроителей. Рядом стоит самый высокий в мире памятник Ленину, высотой 57 метров: (постамент – 30 метров, скульптура – 27 метров).
Далее суда идут на юг через остальные шлюзы, Варварское, Береславское, Карповское водохранилища и после Приморска попадают в Цимлянский гидроузел, где расположен последний 13-й шлюз, который также венчает триумфальная арка. А рядом стоит памятник одному из воинских подвигов Великой Отечественной войны – 16‑метровый монумент скульптора Евгения Вучетича — «Соединение фронтов», посвященный объединению
Сталинградского и Юго‑Западного фронтов Красной Армии в ноябре 1942 года.
И сегодня ВДСК имени В.И. Ленина — важнейшая транспортная артерия страны. Навигация по нему длится порядка 250 суток. По каналу ежегодно проходит около 6000 судов, перевозится около 9 млн тонн грузов. При чем половина из них – нефтепродукты. 90% всего грузопотока перевозится в направлении с Волги к Дону. В среднем, на прохождение ВДСК судно затрачивает 24 часа. На канале действуют системы оперативной связи, навигационного ограждения судовых ходов. Проектная пропускная способность канала 10,9 млн тонн грузов в год.