Энциклопедия Э

Энциклопедия Э

 

ЭВСТАТИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ

(От греч. eustathes – “спокойный, постоянный”) – медленные (“вековые”) колебания уровня Мирового океана. Термин часто используется при рассмотрении долгопериодных колебаний уровня Каспийского м.

ЭЙХВАЛЬД ЭДУАРД ИВАНОВИЧ (1795-1876)

Известный естествоиспытатель и врач. Один из старейших членов Русского географического общества, долголетний сотрудник его этнографического отделения. Будучи профессором Казанского университета (позднее работал также в Вильно и С.-Петербурге, получил звание доктора хирургии в Медико-хирургической академии и доктора философии в Бреславском университете), посетил в 1825-1826 гг. п-ов Мангышлак, о. Челекен, Красноводский и Балханский заливы Каспийского м. в целях сбора ботанических и зоологических коллекций и наблюдения над геологическим строением местности. Наблюдал за жизнью прибрежных туркмен и оставил интересные сведения об их этнографии. В этот же период побывал во многих местах Кавказа: Дагестан, ряд районов Закавказья и Северного Кавказа.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Состояние международных отношений, при котором обеспечиваются сохранность, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды в интересах устойчивого и безопасного развития всех государств и создания благоприятных условий для жизни людей. Может рассматриваться как составная часть всеобъемлющего подхода к международной безопасности.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

Крайне неблагоприятное изменение условий природной среды на обширной территории, возникающее в результате действия разрушительных естественных или антропогенных сил и могущее приобрести необратимый характер.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Система наблюдений, позволяющая выделить состояние и изменения, происходящие в биосфере под влиянием естественной и антропогенной деятельности. Аналог Э. м. – мониторинг окружающей среды. Одним из элементов системы Э. м. является автоматизированная система раннего обнаружения и мониторинга аварийного разлива нефти (см. Мониторинг).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА И СЕВЕРНОГО КАСПИЯ (ЭКОПАРЛАМЕНТ)

Первое межрегиональное депутатское экологическое объединение, созданное в декабре 1990 г. Основной задачей Э. п. признано практическое содействие решению проблем экологических прав населения Поволжья, возрождение народных традиций рационального природопользования и культуры, а в целом – формирование целостной системы экологической безопасности. Учредителями Э. п. стали 4 республиканских, 11 областных и 1 городской Советы народных депутатов. К началу 1993 г. в Э. п. представительствовали депутаты 29 субъектов РФ, расположенных в Волжском бассейне. Общая численность Э. п. составила 60 чел., был создан научно-технический совет Э. п., осуществлявший депутатский контроль за разработкой Программы “Возрождение Волги” (см.). Впервые в практике формирования государственных программ было осуществлено организационно-методическое взаимодействие представителей законодательной, исполнительной властей и общественности. В январе 1994 г. Э. п. был преобразован в Межрегиональную экологическую ассоциацию Волжского бассейна (см.).

ЭЛИСТА

(От калмыцкого сочетания элиста газар, т. е. “местность с обилием песка”, или “песчаная местность”) – столица Республики Калмыкия, Россия. Расположена в юго-восточной части возвышенности Ергени. Урочище Э., представляющее глубокую балку с водной протокой, входившей в бассейн вешних стоков р. Яшкуль, известно издавна. В Средние века вдоль урочища Э. пролегала дорога из низовий Волги в Крым – Крымский тракт. В 70-е гг. XVIII в. к западу от этого места начала действовать “сальская дорога”, положившая начало Царицынско-Ставропольскому тракту. В 1852 г. здесь впервые произвели посадки деревьев (Элистинская лесная плантация), давшие начало нынешнему городскому парку “Дружба”. В 1856 г. здесь побывал К.М. Бэр (см.), обозначив в своих записях урочище под названием “Ил-листово”. Основу “Иллистово” тогда составляла летняя ставка Эркетеневского улуса. В 1865 г. возникло оседлое поселение на р. Элиста (совр. Элистинка) Черноярского уезда Астраханской губернии. С 1918г. центр Элистинского уезда. С 1930 г. – город Э. С 1935 г. – столица Калмыкии. В 1944 г. после депортации калмыков и ликвидации Калмыцкой АССР город переименовали в Степной (в составе Ставропольского края). В 1957 г. восстановлено исконное название. Население – 96,2 тыс. чел. (1996 г.) Производство холодильников, мебели, стройматериалов и др.; легкая, пищевая промышленность; шерсть, дубленки; Калмыцкий государственный университет, краеведческий музей, драматический театр, филармония, картинная галерея. Ж.-д. станция, узел автомобильных дорог, аэропорт. В Э. воздвигнут памятник Будде. Построен Казанский кафедральный собор. Построен городок Сити-Чесе -“Нью Васюки”, перед въездом в который поставлена статуя литературного героя Остапа Бендера в окружении 12 стульев. Сити-Чесе (“Шахматный город”) был открыт в 1998 г. в связи с состоявшейся здесь Всемирной шахматной олимпиадой, и как административно-территориальный район с особым статусом стал комплексом для проведения общественных, научных, культурно-спортивных мероприятий и проживания их участников. Архитектурное оформление Э. все больше приобретает восточный колорит, что придает городу своеобразный облик.

ЭЛЬБУРС

Горы на севере Ирана, расположены почти параллельно южному побережью Каспийского м. Очевидна связь с названием Эльбрус (форма XIX в. Эльборус) и общая индо-европейская основа alb – “гора”. Смыкаются с Талышскими горами на западе и Нишапурскими на востоке. Длина – ок. 900 км, ширина – до 120 км. Состоят из нескольких параллельных хребтов, сложенных главным образом известняками и песчаниками. Характерны крутые склоны и более или менее выровненные вершинные поверхности. Высота – до 5604 м (потухший вулкан Демавенд). Его конусообразная вершина покрыта вечным снегом. Э. создает особый субтропический климат на побережье Каспия. Горы прорезаны сквозным ущельем р. Сефидруд. Месторождения нефти и медной руды. Преобладают колючие подушковидные кустарники, на северных склонах – густые широколиственные леса пл. 1,9 млн га, или 53 % пл. лесов Ирана. Горы пересечены Трансиранской железной дорогой.

ЭМБА

Река в северо-западной части Республики Казахстан. Протяженность – 647 км, пл. бассейна – 45,8 тыс. км2. Берет начало с западных склонов Мугоджар. Протекает по сухим степям, в нижнем течении – среди пустынь и полупустынь Прикаспийской низменности. В верховьях, до впадения р. Темир, ширина долины – от 200 до 2000 м. Ниже ширина долины достигает 7 км, склоны ее круты, река течет одним руслом и разбивается на протоки. В нижнем течении примерно в 100 км от Каспийского м. превращается в цепь озер, соединяемых протоками только в половодье. Воды Э. доходят до Каспийского м. только в многоводные годы, образуя дельту с главными рукавами Караузяк, Киян и Кулак. В одной из первых лоций Каспийского м. (1884 г.) упоминается, что лет 170 назад в устье Э. входили большие суда. Летом вода сильно осолоняется. Питание в основном снеговое. В период весеннего половодья в верховьях проходит до 95 % годового стока, в низовьях – до 100 %. Замерзает в ноябре, вскрывается в конце марта, в верховьях – в апреле. Главный приток – Темир. Используется на орошение. В бассейне Э. – добыча нефти.

ЭМБИНСКИЙ НЕФТЯНОЙ БАССЕЙН

Простирается от Мугоджарских гор на восток до низовьев Волги на запад и от южных отрогов Урала на севере до северного берега Каспийского м. и плато Устюрт на юге, Республика Казахстан. Издревле этот край воспевали как майлы киян – “землю, пропитанную чудо-маслом”. В середине XVII в. английский купец Гок, посетивший Абулхаирхана, по пути обнаружил ключ вблизи р. Эмба, из которого бьет не вода, а нефть. Первая нефть в Э. н. б. была получена в небольшом количестве еще в конце XIX в. – в 1899 г. из скважины, пробуренной знаменитым изобретателем и промышленником А. Нобелем в урочище Карачун-гул. Это событие стало точкой отсчета пути Казахстана к статусу нефтяной державы. Начало развитию нефтедобывающей промышленности было положено в 1911 г., когда на месторождении Доссор ударил мощный нефтяной фонтан. Вскоре были открыты другие нефтяные месторождения – Макат, затем Сагиз, Каратов, Байчунас, Искине, Кычагыл, Кульсары, Комсомольское, Жетьгбай. Основной способ добычи нефти – глубинно-насосный. Основная часть (70 %) извлекаемых запасов нефти относится к нефтям с повышенной вязкостью, разработка которых без воздействия на пласт не эффективна. Основным методом увеличения нефтеотдачи пластов является закачка попутно добываемой пластовой воды и др. В Гурьеве (Атырау – см.) был построен нефтеперерабатывающий завод. Построены ряд нефтепроводов: Гурьев (Атырау) – Орск и др.

ЭНЗЕЛИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

17-18 мая 1920 г. во время Гражданской войны. Советская Волжско-Каспийская военная флотилия и Красный флот Советского Азербайджана под командованием Ф.Ф. Раскольникова в результате успешных боевых действий возвратили 23 советских корабля и судна, уведенных интервентами и белогвардейцами в иранский порт Энзели, обеспечили безопасность перевозок народно-хозяйственных грузов по Каспийскому м., облегчили действия советских войск по окончательному освобождению Закавказья и Туркестана.

ЭНЗЕЛИЙСКИЙ ЗАЛИВ (до 1980 г. - Пехлевийский)

Обширный, мелководный морской залив, расположен на юго-западном побережье Каспийского м. в провинции Гилян, Иран. От моря Э. з. отделяет западная коса, которая начинается около с. Динчала. Ее длина достигает 65 км при ширине ок. 22 км. Вдается в сушу на 15 км. Наибольшая протяженность ок. 40 км. Глубина до 3 м. Длина залива составляет более 40 км при наибольшей его ширине свыше 20 км. Э. з. делится на 2 части: восточную и западную, между которыми на южном берегу выступает небольшой остров. Западная часть залива узкая (не более 1 км) и длинная; восточная – более широкая. С юга в западную часть залива впадает много мелких речек. При входе в восточную часть залива расположен низкий и глинистый остров Миан-Пушта (Мианпоште). К северу от него расположен еще один остров аналогичного строения. Протока между обоими островами и косой является наиболее глубокой частью залива. В восточной части залива – дельта р. Сефидруд (см.). В эту часть залива впадает протока р. Сефидруд – Спаруд-бар, протекающая через г. Решт. К востоку от устья Спарудбара залив сужается. Севернее расположен пролив, соединяющий Э. з. с морем. Ширина пролива – до 200 м, у моря он преграждается широким баром. При входе в залив – порт Энзели (см.). Рыболовство. Э. з. служит прибежищем перелетных птиц. Основное его значение – нерестилище для частиковых рыб и, в особенности, кутума (см.). Сюда же заходят лососевые и другие породы “красной рыбы”. В заливе вода почти совершенно пресная и лишь в проливе несколько осолонена. Местное население называет пролив, соединяющий залив с морем, рекой, т. к. течение в нем почти всегда направлено в сторону моря, что объясняется притоком большого количества воды из рек, впадающих в залив. Э. з. часто называют Мурдаб, что означает “Мертвая вода” из-за исключительно спокойной поверхности воды.

ЭСЕНГУЛИ (бывш. ГАСАН-КУЛИ)

Поселок городского типа, Туркменистан. Расположен в 8 км от Каспийского м. и в 320 км к юго-востоку от г. Туркменбаши (см). Рыболовство, ковроделие. В районе Э. – орнитологический заповедник. Южнее Э. к морю выходит государственная граница между Туркменистаном и Ираном.

ЭСЕНГУЛИЙСКАЯ (бывш. ГАСАН-КУЛИЙСКАЯ) РАВНИНА

Молодая поверхность дельтовой равнины р. Атрека; протягивается широкой полосой на самом юге Юго-Западного Туркменистана по границе с Ираном на абсолютных отметках ниже -10 м. На ее плоскоравнинной поверхности выделяются вытянутые в субширотном направлении восток – северо-восток – запад – юго-запад бугры с крутыми склонами и выпуклой вершиной, напоминающие бэровы. Их высота в основном не превышает 10-12 м, а протяженность 2-3 км. С поверхности они сложены песчаными отложениями. К западу и юго-западу они вместе с поверхностью дельты снижаются от 1-2 м над у. м. до 7-10 м ниже у. м. Поверхность дельты на западе имеет отметки от -15 до -20 м. Для нее характерны также солончаковые понижения с отметками днищ на юго-западе от -24 до -25 м. В пределах равнины развиты крайне примитивные такыровидные солончаковые почвы, отакыренные солончаки и типичные солончаки. В замкнутых понижениях – луговые засоленные почвы. Частично почвы окультурены, т. к. используются под посевы хлопчатника, огороды и сады.

ЭСЕНГУЛИЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

См. Эсенгулийское отделение.

ЭСЕНГУЛИЙСКИЙ ЭТРАП

Один из этрапов (см.), входящих в состав Балканского велаята (см.), Туркменистан. Центр – пос. Эсенгули (см.).

ЭСЕНГУЛИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Входит в состав Хазарского заповедника, Туркменистан. Было образовано в 1933 г. как Всесоюзный Гасан-Кулийский орнитологический заповедник. Расположен в юго-восточном р-не побережья Каспийского м. Пл. – 69 700 га. Заповедник образовывался для организации охраны и изучения крупнейших на юго-восточном Каспии зимовок водоплавающих и околоводных птиц. Э. о. делится на 2 отдельных участка: один включает все морские мелководья юго-восточного Каспия на протяжении40 км, почти половину Аджиябского нерестилища и Карабурунские разливы; второй – водохранилище Малое Делили и оз. Большое Делили. С 1968 г. в составе Красноводского (Хазарского) орнитологического заповедника (см.). Климат Э. о. относительно мягкий. Осадков до 200 мм. Лето сухое и жаркое. Зима теплая; море обычно почти не замерзает. Среди равнинного рельефа характерными являются грязевые вулканы и бугры-останцы древнекаспийской террасы. Э. о. приурочен к песчано-илистой дельтовой равнине, его основные ландшафты – низменное побережье с небольшими заболоченными лиманами и пойма Атрека с разливами и системой небольших озер. Пл. водоемов Э. о., пригодных для обитания водно-болотных птиц, составляет от 1100 до 3500 га, что зависит от заполненности временных водоемов. Для заповедника характерна интразональная растительность поймы и сухой дельты Атрека. В пойме Атрека и местами на побережье развиты осоковые, тростниковые и рогозовые заросли. Тростники 3-4-метровой стеной окружают водоемы. В этих местах обычны кабан и шакал, есть камышовый кот, нередко заходят и лисицы. Широко распространена пластинчатозубая крыса. Достопримечательностью этих мест является очень ценная птица отряда куриных – турач-франколин. Теплые зимы, незамерзающее море и хорошая кормовая база привлекают сюда огромное количество пернатых, в первую очередь голенастых и водоплавающих. Здесь насчитывается 240 пролетных и зимующих видов птиц. Среди них фламинго, лебеди – шипун, кликун и малый. Из крупных птиц следует отметить серого гуся. Более мелких водоплавающих здесь тысячи, из них наиболее многочисленны лысухи. Здесь зимуют 8 видов речных уток – кряква, серая утка, свиязь, шилохвость, широконоска, чирки – свистунок, трескунок и мраморный, нырковые утки (красно-головый, красноносый и белоглазый нырки, морская и хохлатая чернеть, гоголь, морянки и др.), зимой насчитывается до 60 тыс. Растительность мелководий Каспия представлена зарослями морской травы зостеры, руппии спиральной, рдеста гребенчатого, наяды морской. Много водорослей – зеленых, красных, бурых; особенно густы заросли хары, энтоморфы и кладофоры – из зеленых водорослей, полишфонии – из красных, энтокарпуса – из бурых. С водорослями связано обилие моллюсков, рачков, рыб. Из хищных птиц зимует орлан-белохвост. К числу гнездящихся птиц, обитающих здесь постоянно, относятся многочисленные крачки, чайки (серебристые, озерные, сизые), морские голубки, разнообразные виды куликов.

"ЭСТАКАДНЫЙ"

Памятник природы, расположенный в границах водно-болотного угодья “Дельта Волги” (см.). Используется для охраны нерестилищ ценных видов рыб.

ЭТРАП (бывш. район)

Административно-территориальная единица в Туркменистане. Э. входит в состав велаята (см.).

ЭСТАКАДНЫЙ МЕТОД СООРУЖЕНИЯ МОРСКИХ БУРОВЫХ

Был разработан на морских промыслах Азербайджана в 1947 г. Нефтепромысловая эстакада представляла собой облегченный мост, основой которого являлись нефтепроводные трубы высотой порядка 5-7 м над у. м. Эстакады связывали буровые между собой и с берегом. По ним могли передвигаться автомобили, прокладываться узкоколейная железная дорога. Существенно упростились сооружение и подводка к месту добычи нефти сопутствующей инфраструктуры. На эстакадах стали строить рабочие поселки. Э. м. позволял вести буровые работы без применения специального морского транспорта, что давало возможность повысить экономическую эффективность морского бурения и увеличить его объемы.