Энциклопедия В

Энциклопедия В

 

ВАЛ КАРПИНСКОГО

Крупное поднятие поверхности эпигерцинского фундамента; погребенный вал, образованный северо-западной частью Туранской плиты. Имеет сложное строение. Близширотными разломами он разделен на относительно узкие (шириной 10-20 км) линейные поднятия и прогибы, погружающиеся в восточном направлении. Амплитуда этих форм 100-150 м.

ВАРВАРЦИЙ ИОАННИС (?-1825)

Греческий морской капитан и торговец, ускоривший превращение черной икры (бывшей русским крестьянским кушаньем) в деликатес для высшего света Европы. Он вырос на о. Псара в восточной части Эгейского м. В молодости вместе с отцом занимался морскими перевозками, обслуживая близлежащие острова в этой части моря. В 1780-е гг., приехав в Россию и случайно встретившись с Григорием Потемкиным, фаворитом Екатерины II, получил аудиенцию у царицы, которая проявила внимание к его судьбе (В. воевал против турецкого флота на Черном м.), дав ему право на беспошлинную рыбную ловлю в Каспийском м. В Астрахани В. знакомится с астраханским купцом П.С. Сапожниковым (1762-1828), который предложил ему заняться рыбным промыслом как более доходным, поскольку В. хотел наладить производство вина, тем более что он уже имел царское разрешение. Предложение было принято, и, будучи хорошо знакомым с морем, В. стал строить более крупные суда, которые позволяли осуществлять лов рыбы в открытом море. Именно здесь однажды он попробовал черную икру и оценил подарок Екатерины. В 1780-е гг. В. наладил экспорт икры из Астрахани в Грецию. К 1788 г. дела его шли настолько успешно, что для производства и упаковки икры он нанял ок. 3 тыс. астраханских жителей. В. впервые применял для упаковки икры бочки из липы. В 1824 г. В. возвратился в Грецию. Он жертвовал крупные суммы на строительство крытого рынка в Афинах, высшей школы, каналов в Астрахани и многих других гражданских объектов. В. умер в Греции в 1825 г., так и не увидев больше Астрахани. Несмотря на то что он развил торговлю черной икрой, от его деятельности остался лишь канал, построенный для загрузки судов бочками с икрой, который после революции 1917 г. был переименован в канал Первого мая. В 1991 г. его доброе имя было возвращено каналу в Астрахани.

ВАТАГА

Артель ловцов, поселок рыбаков на Волге и Каспийском побережье; отдельное рыболовецкое и рыбообрабатывающее предприятие (промысел), ныне – рыбозавод.

ВАТУК МОРЕ

Название, данное Каспийскому м. итальянским купцом Пеголотти (XIV в.).

«ВЕГА», ПРОЕКТ

Создание подземных газохранилищ в связи с открытием Астраханского газоконденсатного месторождения (АГКМ) (см.), часть которого расположена в Астраханской обл., Российская Федерация. В 1980-1984 гг. с помощью подземных ядерных взрывов на глубине 1000 м было создано 15 подземных газохранилищ емкостью 20-30 тыс. м3. Реализовать проект удалось лишь частично. Объемы 6 емкостей уменьшились в 10 раз и потеряли промышленное значение. Часть емкостей обводнилась, в ряде случаев наблюдалось частичное отжатие радиоактивных рассолов к поверхности. В связи с этим ведется постоянное наблюдение за радиационной обстановкой.

ВЕЛАЯТ

Единица административно-государственного деления в ряде стран Центральной Азии, в т. ч. в Туркменистане.

ВЕЛИКАЯ КАВКАЗСКАЯ СТЕНА, ДЕРБЕНТСКАЯ СТЕНА

Известна как Даг-Бари – «горная стена». Была построена в VI—VIII вв. персидским шахом Хосрвом Ануширваном с целью защиты от набегов северных кочевников с востока на запад – от Дербента до гор Табасарана. С упадком и последующим распадом Хазарского каганата стратегическое значение В. К. с. утратилось. Постепенно стена разрушалась, а местные жители использовали ее куски для строительных нужд. Немецкий путешественник А. Олеарий (см.) писал в первой половине XVII в., что стена была вытянута на 150 миль. Д. Кантемир, принимавший участие в персидском походе Петра I, обследовал горную стену от с. Камах и нарисовал карту, на которой не только показал остатки стены, но даже башни и ворота. Дальше Кантемира до с. Билгади прошел лейтенант-полковник Коцебу, опытный картограф, в 1819-1820 гг. Спустя 10 лет А.А. Бестужев-Марлинский повторил его путь. Руины В. К. с, сохранившиеся до сих пор, говорят о высоком уровне искусства фортификации (военного строительства).

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Общее название, собирательный символ в сознании народов (до XVI в.) торговых караванных путей (см.) из Китая в Переднюю Азию через Среднюю Азию, по которым перевозился главным образом шелк. Имя трассе дал немецкий ученый историк и путешественник Ф. Рихгофен в своей классической работе «Китай» (1877 г.). В. ш. п. представляет собой не столько дорогу, сколько систему построения караванных троп между отдельными царствами и торговыми постами в оазисах. Первыми весь путь прошли монголы в XIII в. В. ш. п. начал складываться во II в. до н. э. Началом торговли принято считать путешествие посланника китайского императора У-Ди. По В. ш. п. шла торговля фарфором, мехами, рабами (особенно женщинами), пряностями, благовониями, лекарствами, слоновой костью, металлическими изделиями, породистыми лошадьми, драгоценными камнями, но товаром товаров был шелк. По странам, территории которых пронизывал В. ш. п., происходила миграция религий: буддизм – начиная от Индии идет ряд буддийских центров (при раскопках в Термезе в местечке Дельверзинтепе был обнаружен целый комплекс храмов, посвященных Будде) до городов Китая, Японии и Юго-восточной Азии; ислам, вклинившийся между Индией и Китаем; а еще раньше зороастризм. Параллельно с этим шел активный культурный обмен, в том числе музыкой, письменностью, обрядами. В. ш. п. использовался в целях завоевания народов. По нему прошел Александр Македонский. В XIII в. по нему прошел Чингисхан, в конце XIV – начале XV в. им воспользовался Тамерлан. Путь шел через римский пограничный г. Гиераполь у Евфрата, пересекал Месопотамию, направлялся к Тигру, затем в Экбатаны и Мидию, огибал с южной стороны Каспийское м., проходил древнюю столицу Парфии Гекатомпию, Антиохию Маргианскую, Бактрию и через Комедские горы (возможно, это Алайский и Заалайский хребты) достигал бассейна р. Тарим. Оттуда он вел к столице серов (серами римляне называли производителей и продавцов шелка, т. е. «людьми шелка», т. к. шелк именовался «серикум»). Это и есть классическое античное описание В. ш. п. 23-я книга «Истории» Аммиана Марцеллина, автора IV в., прямо указывает на «большой торговый путь, по которому ведутся сношения с серами». В период римского императора Аврелиана (270-275 гг. правления) фунт шелка стоил фунт золота, а в 301 г. в эдикте императора Диоклетиана о ценах стоимость фунта чистого золота в слитках оценивалась в 50 тыс. динариев, а фунт шелка-сырца, окрашенного в пурпур, – в 150 тыс. Высокий уровень цен на шелк сохранился спустя несколько веков и у преемницы Древнего Рима – Византии. Шелковый путь начинался в портах Ассирии, куда приходили караваны купеческих судов из Италии, Испании и других средиземноморских стран, и шел на Восток, через г. Тир, Дамаск, Анатолию, Багдад, Хамадан, Рей, Ни-шапур, затем следовал через Парфию на Мерв. Отсюда путь разветвлялся на южную и северную дороги, что объяснялось слишком большой заинтересованностью многих стран, чтобы этот путь проходил через них. Южное направление шло на Балх, Термез, Яркент, Хотам, чтобы потом через несколько тыс. км выйти на Аньси и соединиться там с северным маршрутом. Северный путь от Мерва брал направление на Карши, Бухару, Самарканд, затем выходил на Ташкент, далее на Ишин, Урумчи, Турфсан, Хами, Аньси, где, соединившись, Шелковый путь следовал на Ланьчжоу, Сиань и выходил к побережью Японского м. Следует отметить, что были и другие шелковые пути. Для Византии в Древние века, когда персы и арабы жестко ограничили ее импорт шелка через Ближний Восток, Шелковой дорогой стали пути Северного Кавказа. У итальянцев в XIII в. был свой Ш. п.: он начинался в Тане (у Азова), шел в Джутархан (Астрахань), затем в Ургенч, Отрар, Армалек (близ Кульджи) и на Пекин. С развитием мореплавания начался закат В. ш. п. Историко-культурное пространство В. ш. п. (как единая сеть связующих звеньев) к концу Средних веков стало распадаться на анклавные сферы международного общества. В. ш. п. как сквозной массив международного общения Евразии исчез. В XVIII и в начале XIX в. были прожекты восстановить эти тропы между Востоком и Западом, в частности, они исходили от Петра I и Александра I. В 1987 г. по инициативе 10 стран, включая бывш. Советский Союз, XXIV сессия Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО приняла резолюцию об организации и проведении в 1989-1997 гг. крупномасштабного проекта «Комплексное использование Шелкового пути: пути диалога». В 1993 г. в Японии, в префектуре Нара, создан исследовательский центр «Silk Roadology» (англ.: Silk – «шелк» и Roadology – «путеведение»). В 90-х гг. XX в. возникла идея восстановления В. ш. п. как транспортного пути. Последние археологические открытия говорят о том, что торговля на просторах Евразии началась на много веков раньше, чем предполагалось. Самая последняя находка – пряди шелка, обнаруженные в волосах египетской мумии, относятся приблизительно к 1000 г. до н. э., задолго до начала регулярной торговли на Шелковом пути.

ВЕЛИКОЕ ВОСТОЧНОЕ МОРЕ

Древнейшее упоминание Каспийского м., встречается в надписи ассирийского царя Ададнерари III (рубеж IX-VIII вв. до н.э.). Она звучит так: «Великое море Восхода Солнца, то есть Великое Восточное море». В «Истории Албании», датируемой VII—X вв. н. э., название употребляется как синоним Каспийского м.

ВЕРОЯТНЫЕ ЗАПАСЫ

Запасы углеводородного сырья, которые на основании имеющейся геологической информации могут быть извлечены с достаточно высокой степенью вероятности.

«ВЕСТНИК КАСПИЯ» (Caspian Sea Bulletin)

Научно-информационный дайджест по проблемам развития нефтегазового комплекса, геополитики, экологии, транспорта, научным исследованиям, региональному и международному сотрудничеству стран Каспийского региона. Издается в Москве. Основан доктором географических наук, академиком РАЕН И.С. Зонном. Выходит с 1996 г. раз в 2 месяца.

ВЕТРОВАЯ ОСУШКА

Осушка, образующаяся в зоне наиболее часто повторяющихся сгонов и нагонов. Изучение В. о. на Северном Каспии показало, что это субгоризонтальные поверхности, сложенные мелкопесчаными и илистыми наносами, обычно покрытые зарослями тростника, рогоза или солянковыми лугами. На поверхности В. о. можно наблюдать каналы стока сгонно-нагонных вод и конусы выноса. В северо-восточной части Каспия сгонно-нагонные явления вместе с волновыми процессами образуют полуподводные аккумулятивные формы – шалыги (см.), обычно группирующиеся в гряды большой протяженности, ориентированные примерно параллельно берегу. При сильных сгонных ветрах вдоль западного, северного и восточного участков побережья Северного Каспия могут образовываться зоны осушки шириной 10-15 км.

ВЕТРОВОЙ РЕЖИМ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Формируется под воздействием 3 основных факторов: региональной атмосферной деятельности, рельефа берегов (орографии) и местной циркуляции, возбуждаемой термическими различиями суши и моря. По характеру переноса воздушных масс над Каспийским м. устанавливаются устойчивые поля ветров следующих основных направлений: северные (северо-западное, северное, северо-восточное), юго-восточное и вихревое. Большую часть года над морем господствуют наиболее устойчивые ветры северных и юго-восточного направлений. Поле ветров северных направлений в целом за год наблюдается в 40 % случаев, с преобладанием летом (до 50 %), причем почти половину составляют северо-западные ветры. Юго-восточные ветры имеют повторяемость до 36 %, чаще зимой и весной (ок. 40 %). Вихревой тип наблюдается в 4-7 % случаев, а на маловетрие (менее 5 м/с) в среднем в году приходится 20 %, преимущественно в летний сезон. При преобладающих северо-западном и юго-восточном полях ветров чаще всего наблюдаются умеренные ветры (5-9 м/с) – в среднем 10-12 % случаев, с увеличением в летний сезон. Сильные ветры указанных типов (более 10 м/с) составляют 4-6 %. Средняя повторяемость жестоких штормов (более 25 м/с) очень мала. Штормы такой силы, охватывающие значительную акваторию моря, случаются всего один раз в несколько лет. Среднегодовая скорость ветра на акватории Каспия составляет 5,7 м/с. Наибольшие средние скорости наблюдаются в средней части моря и равны 6-7 м/с, а в районе Апшеронского п-ова – 8-9 м/с. На всем восточном побережье среднегодовая скорость ветра примерно одинакова – 5-6 м/с, с максимумом в районе п-ова Мангышлак. В Южном Каспии, где сильные ветры наблюдаются редко, среднегодовая скорость ветра 3-4 м/с, повторяемость слабых ветров здесь доходит до 90 %. В южной части моря число дней со штормами (скорость ветра более 15 м/с) не более 20-30 в году. В Северном Каспии и на восточном побережье Среднего Каспия 30-40 штормов в году. Наибольшая штормовая деятельность приходится на район Апшеронского п-ова – 50-60 дней в году. На характер штормовой деятельности в Апшеронском р-не значительное влияние оказывает орографический эффект. При обтекании подходящих здесь к морю Кавказских гор преобладающие северо-западные ветровые потоки приобретают четко выраженное северное направление и достигают скорости 20-25 м/с. Это хорошо известные штормовые «бакинские норды». К югу от Апшеронского п-ова скорость ветра постепенно убывает до 2-3 м/с в самых южных районах моря, особенно летом. Для юго-восточных штормов также характерно увеличение скорости ветра в направлении переноса воздушных масс, с максимумом в р-не Махачкалы и в северо-западной части моря. Над Северным Каспием преобладают ветры восточных направлений. В среднем за год их повторяемость составляет 50 % для западной части акватории и 36 % для восточной. Довольно часто отмечаются также западные и северо-западные ветры -12 %, повторяемость штилей равна 14 %. Средняя скорость ветра в Северном Каспии 5,8 м/с, наименьшие средние скорости (3,5-3,8 м/с) отмечаются летом. Сильные ветры (более 15 м/с) приходятся в основном на восточное и юго-восточное направления с годовой повторяемостью 1,0 % на западе и 1,5 % на востоке. Зимой повторяемость их увеличивается до 2 %.

ВИЛЯЖЧАЙ (Vilgscay)

Самая крупная река, впадающая в Кызылагачский зап., Азербайджанская Республика. Берет начало с Саваш-Гяндукского хребта, пограничного между Ираном и Азербайджаном. Большая часть течения В. проходит в горной зоне, и только незначительная часть, начиная от подножия горы Тамбинау, идет по равнине. Имеет множество притоков в виде горных речек. Основное питание дождевое. В осенне-зимний период здесь особенное обилие осадков, а в весенний период река питается за счет таяния снегов. На всем протяжении В. имеет русло шириной 5-7 м. Глубины 0,2-0,5 м. Район впадения В. в залив на большом протяжении заболочен. В прошлом В. имела рыбохозяйственное значение.

ВИННЫЕ ПОДВАЛЫ ГРАФА ВОРОНЦОВА-ДАШКОВА И.И.

Расположены в 21 км к северу от Дербента, в 3 км от федеральной дороги Махачкала – Баку в пос. Геджух Дербентского р-на, Республика Дагестан. Построены в 1855 г. после пленения Имама Шамиля. Принадлежали графу Воронцову-Дашкову И.И. (см.). Первая винная продукция пошла в Санкт-Петербург в 1905 г. (красные вина – «Каберне», «Мыцвани» и в малом количестве белые вина – «Рислинг», «Совиньон», «Мускат»), В настоящее время пл. виноградников – 460 га. Сбор винограда в сезон 15 тыс. т. Выпускается 4 вида вин: портвейн, кагор, «Ркацители», «Граф Воронцов». Подвалы рассчитаны на хранение 25 тыс. декалитров (250 т) виноматериала.

ВОБЛА АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ, или ВОБЛА КУРИНСКАЯ (Rutilus rutilus caspicus natio kurensis)

Полупроходная рыба, распространена вблизи западных берегов Южного Каспия, в небольшом количестве встречается в Куре и ее придаточных водоемах, где образует обособленные популяции. Длина тела от 9 до 29 см, масса от 15 до 500 г, самки крупнее самцов. Нерестилища находятся в Малом Кызылагачском зал., других естественных нерестилищ нет. Икрометание начинается во второй декаде марта и продолжается в апреле при температуре воды от 7 до 19 °С. Скат молоди происходит с конца апреля по август, некоторая часть молоди остается в заливе. Вобла – важная промысловая рыба Азербайджана, но ее запасы в последние годы резко сократились.

ВОБЛА АСТРАХАНСКАЯ ПОДЛЕДНАЯ

Крупная, мясистая, если смотреть на свет – полупрозрачная; икра – розовая, плотная, с прозрачными пластинками жира вокруг ястыков. В. а. п. ловят в самом начале путины в море, под ледяными полями, когда она еще не израсходовала своих запасов жира на сохранение икры и переходы к местам икрометания. Эта же вобла, пойманная месяц спустя в Волге, с готовой для нереста икрой, сделавшись уже рыбой тощей, не имеет того вкуса и той ценности, какие присущи подледной вобле.

ВОБЛА СЕВЕРО-КАСПИЙСКАЯ (Rutilus rutilus caspicus)

Полупроходная рыба. Одна из самых многочисленных промысловых рыб Каспийского м. Тело высокое. В боковой линии от 42 до 47 чешуек. Плавники темные с серой оторочкой по краям. Осенью плавники часто принимают красноватый оттенок. Летом откармливается на всей акватории Северного Каспия, изредка встречается у Махачкалы, придерживаясь глубины от 2 до 6 м, при солености не выше 7-8%о. Питается преимущественно моллюсками. Осенью подходит к берегам, частично заходит в дельты рек. После весеннего таяния льда, при температуре воды 2-3 °С, в конце марта – начале апреля начинается ход В. с.-к. в дельты Волги и Урала. Разгар хода бывает в конце апреля -начале мая, при температуре воды 7-9 °С. Половой зрелости достигает в возрасте 2 лет. Основной нерест происходит с конца апреля до конца мая в заливаемых паводковыми водами ильменях (см.) и полоях (см.) средней части дельты Волги. Икринки приклеиваются чаще всего на отмершую прошлогоднюю растительность, развитие икринок занимает 5-6 суток. Отнерестившаяся В. с.-к. сразу же скатывается в море для откорма. Продолжительность жизни – до 8 лет. Обычные ее размеры в промысловых условиях – от 18 до 35 см, изредка встречаются особи до 50 см. Масса 40-400 г, жирность от 2,5 до 5 %. В. с.-к. в прошлом была (наряду с сельдями) самой многочисленной рыбой Каспия и уловы ее достигали 1 млн ц. В настоящее время уловы не превышают 10 тыс. ц.

ВОБЛА ЮГО-ВОСТОЧНОГО КАСПИЯ, или ТУРКМЕНСКАЯ ВОБЛА

(Rutilus rutilus caspicus natio knipo-witschi Pravdin) – проходная рыба, обитает в юго-восточной части Каспия в зоне иранских и туркменских прибрежных вод, на севере доходит до Красноводского (Туркменбаши) зал. и даже севернее, до р-на Бекдаша. Длина тела от 9,5 до 32 см, масса от 150 до 750 г, продолжительность жизни – 8— 9 лет. Икрометание начинается в феврале, массовый нерест – в марте при температуре воды 15-18 °С. Нерестилища расположены в области обширных разливов нижнего течения Атрека. Эффективность икрометания зависит от водности Атрека. При малом сбросе воды и недостаточном заливании полоев численность нового поколения бывает незначительной, на величине приплода также сказываются резкие колебания уровня воды в период икрометания, развития икры и молоди. Важная промысловая рыба юго-восточного Каспия.

ВОДНАЯ ПЛОЩАДЬ ПОРТА

Включает сортировочный, формировочный и перегрузочный рейды и площади для движения, маневрирования и стоянки судов у причала.

ВОДНО-БОЛОТНЫЕ УГОДЬЯ

Согласно Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (см.), под В.-б. у. понимаются районы болот, торфяных угодий или водоемов – естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает 6 метров.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Запасы поверхностных и подземных вод рассматриваемой территории.

«ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ» («Water Resources»)

Научно-теоретический журнал Института водных проблем Российской академии наук. Организован в декабре 1972 г. Освещает вопросы качества природных вод, состояния водных экосистем, комплексного использования вод суши и их взаимодействия с окружающей средой. Печатаются статьи по каспийской тематике. Периодичность журнала – 6 номеров в год.

ВОДНЫЙ БАЛАНС КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Под В. б., точнее, бюджетом водоемов озерного типа понимается соотношение между приходом и расходом в них воды. Если члены уравнения В. б. представлены в объемных единицах (например, км3/г), то они отражают изменения объема воды в водоеме за интервал времени. Если же члены уравнения В. б. заданы в величинах слоя (см, мм), то это – изменение уровня воды в водоеме за тот же отрезок времени. Когда сумма приходных составляющих уравнения В. б. превышает сумму расходных, объем воды в водоеме увеличивается, а его уровень повышается. Когда же приходная часть уравнения меньше расходной, то это значит, что объем воды в водоеме уменьшается, а его уровень понижается. Разность между приходной и расходной частями В. б. называется результирующей баланса. В Каспийском м. приходную часть В. б. составляют поверхностный сток рек, атмосферные осадки и приток подземных вод, а расходную – испарение с водной поверхности и сток морских вод в зал. Кара-Богаз-Гол (где они испаряются). Наибольшее значение для В. б. Каспийского м. имеют речной сток и испарение, соотношение между которыми в основном и определяет межгодовые изменения объема воды и уровня водоема (см.). В. б. Каспийского м. рассчитывался неоднократно многими авторами, за различные периоды времени, однако в полученных результатах имеются существенные различия. Это связано с характером использованных материалов и методикой расчетов. Наибольшую трудность представляет определение величин испарения и подземного притока, т. к. по этим компонентам баланса нет прямых измерений. Поэтому все приводимые оценки В. б. следует принимать с определенными допущениями. Речной сток – основная приходная часть В. б., дающая до 80 % общего поступления вод в море. В то же время речной сток очень изменчив. В минувшем столетии при средней величине ок. 300 км3/г. он менялся от 335 км3/г. в 1900-1929 гг. до 240 км3/г. в 1970-1977 гг. Ок. 80 % речного стока дает Волга, среднемноголетний сток которой составляет ок. 240 км3/г. Наибольший сток реки – 350 км3/г. в 1926 г., а наименьший – 150 км3/г. в 1973 и 1975 гг. До 25 % волжского стока поступает в море во время половодья, в мае – июне. Ок. 15 % стока в Каспий обеспечивают совместно Урал, Терек, Сулак, Самур и Кура, а на сток малых рек, включая иранское побережье, приходится ок. 5 %. В динамике речного стока в Каспийском м. необходимо учитывать его использование для различных хозяйственных целей, оценки которого представляют большую сложность. По имеющимся данным, величина антропогенных изъятий поверхностного стока в Каспий (1986-1990 гг.) составляет порядка 40 км7г., из них 25 км 7г. приходится на Волгу. Без этих потерь стока уровень Каспия с 1955 по 1990 г. был бы на 1,6 м выше наблюдаемого. Объем атмосферных осадков, по сравнению с речным стоком и испарением существенно меньше, поэтому их влияние на колебания уровня Каспия не такое значительное. Относительный вклад атмосферных осадков в приходную часть В. б. изменялся от 18 % в начале прошлого столетия до 25 % в 1970-1990 гг., когда на поверхность моря в среднем выпадало ок. 85 км3/г. атмосферных осадков. Это существенно превышает многолетнюю норму за 1900-1990 гг., равную 76,6 км7г., или 20 см слоя. С начала прошлого столетия прослеживалась общая тенденция увеличения количества атмосферных осадков, выпадающих на поверхность Каспия. Роль подземного стока в В. б. Каспия незначительна. Согласно косвенным оценкам, его средняя величина по периметру моря принимается 4 км7г. Испарение с поверхности моря -основная расходная составляющая В. б. По сравнению с речным стоком межгодовые изменения величины испарения существенно меньше. Наиболее интенсивно процессы испарения над Каспием шли в 1930-х гг. и в первой половине 1970-х гг. В первые десятилетия минувшего века с поверхности моря испарялось 390 км3/г. (97 см воды), в 1930-е гг. – 395 км7г. (100 см), в 1970-1977 гг. – 375 км7г. (104 см слоя). В конце столетия испарение существенно снизилось и в 1978-1996 гг. составляло 353 км7г. (93 см). Таким образом, в разные периоды XX века величина испарения изменялась примерно на 40 км7г., а в среднем море теряло 376 км7г. (97 см слоя воды). В течение года наиболее сильное испарение происходит с июня по декабрь, ок. 70 % годового объема. По акватории моря особенно интенсивны процессы испарения в Северном Каспии, где ежегодно испаряется в среднем более 100 см слоя воды. К расходным составляющим В. б. Каспия относится также сток морской воды в залив Кара-Богаз-Гол (см.). Величина стока зависит от разности уровней моря и залива и от морфометрии пролива, соединяющего Каспий с Кара-Богаз-Голом. При том же сечении пролива, чем больше разница уровней, тем больший объем каспийской воды стекает в залив. До начала падения уровня моря в 1930-х гг. в залив ежегодно поступало 20-25 км3 воды, а перепад уровней моря и залива был 0,5 м. Длительное понижение уровня Каспия привело к сокращению стока в залив и к концу 1970-х гг. в него ежегодно поступало не более 5-10 км3 морской воды. С целью сокращения дефицита водного баланса Каспия в 1980 г. сток в залив был перекрыт земляной дамбой. Однако уровень Каспия начал повышаться, поэтому в 1984 г. в дамбе было открыто водопропускное устройство, а в 1992 г. возобновлено свободное поступление каспийской воды в залив. В настоящее время ежегодный объем стока составляет 17-18 км7г. Анализ В. б. Каспийского м. за 1900-1996 гг. показал, что его результирующая до конца 1970-х годов была отрицательной в основном за счет речного стока. Дефицит В. б. обусловил общую длительную тенденцию понижения уровня моря. Лишь начиная с 1978 г. в водном режиме Каспия произошел перелом, и до настоящего времени его В. б. характеризуется положительной величиной. В 1978-1996 гг. в море поступало за счет речного стока и атмосферных осадков примерно на40-50 км3/г. больше воды, чем расходовалось на испарение и сток в Кара-Богаз-Гол. Это обеспечило повышение объема воды в море и быстрый подъем его уровня.

ВОДНЫЙ РЕЖИМ РЕК

Изменение расходов воды и уровней рек в характерные периоды жизни рек – половодье, межень, ледостав и зависимость расходов воды и уровней от гидрометеорологических факторов.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Наиболее древний, один из основных и наиболее экономических видов транспорта, использующий естественные (океаны, моря, проливы, озера, реки), и искусственные (каналы, шлюзованные реки, водохранилища) возможные пути для плавания по ним судов разных видов, типов и размеров, перевозящих пассажиров и грузы. Различают два основных вида В. т. – морской и речной.

ВОДОРАЗДЕЛ

Граница бассейнов, проходящая по наивысшим точкам рельефа, с которых сток направлен в обе стороны.

ВОДОСБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ (реки, озера)

Часть земной поверхности, с которой в водоемы стекают все воды поверхностного стока (дождевые, от таяния снега и др.). В. п. реки, в которую впадают притоки, складывается из В. п. каждого из этих притоков, в свою очередь В. п. каждого притока определяется как сумма В. п. впадающих в него балок, ручьев, оврагов и т. п. В. п. любого водотока или водоема называют также его бассейном. В. п. Каспийского м. огромна, более 3,1 млн км2. Однако речной сток формируется не на всей этой площади, т. к. значительную часть ее занимают пустынные равнинные территории, с которых никакой влаги в море не поступает (Бузачи, Мангышлак, Устюрт, Челекен и др.). Поэтому фактическая В. п. Каспия составляет ок. 2 млн км2.

ВОДОСБОРНЫЙ БАССЕЙН

См. Водосборная площадь.

ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Искусственный водоем, образованный водонапорными сооружениями, для сбора и накопления воды, стекающей с водосборной площади. В. образуются сооружением в русле реки или в понижении земной поверхности плотины, перемычки, выемки грунта и т. п. мер. Назначение В. – искусственное перераспределение стока: задержание воды в период прохождения больших расходов (преимущественно расходов весеннего половодья) и равномерное расходование в остальную часть года, что позволяет значительно увеличивать расходы в маловодные периоды года. Крупные В. на Волге, Каме и других реках имеют комплексное назначение: зарегулированный в них сток расходуется для выработки гидроэлектроэнергии, увеличения меженных расходов воды и судоходных глубин ниже плотины В., орошения, обводнения и т. д. В. на малых реках служат преимущественно для энергетики, орошения, обводнения, водоснабжения и редко для улучшения судоходства.

ВОЕЙКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1842-1916)

Выдающийся русский климатолог и географ. Чл.-корр. Петербургской АН (с 1910 г.). В 1865 г. в Геттингенском университете получил степень доктора философии. В 1880 г. в Московском университете получил степень доктора физической географии. По инициативе В. при Русском географическом обществе была организована Метеорологическая комиссия. Основал (1891 г.) первый русский метеорологический журнал «Метеорологический вестник». В 1872-1876 гг. путешествовал по Западной Европе, Северной, Центральной и Южной Америке, Индии, был в Средней Азии, Китае, на Цейлоне, Яве, а также в Японии. В 1884 г. издал капитальный труд «Климаты земного шара, в особенности России», за который был награжден Большой Золотой медалью РГО. В. по праву можно считать основоположником изучения водного баланса Каспийского м. – еще в 1884 г. он оценил испарение с акватории моря (примерно 1085 мм/г.) и количество осадков, поступающих на его поверхность (примерно 200 мм/г.), причем указанные оценки даже в настоящее время удивляют своей точностью. В., всесторонне изучив причины колебаний уровня Каспийского м., пришел к твердому выводу, что «положение уровня Каспия зависит преимущественно от величины притока воды через Волгу». Позднее В. развил тезис о зависимости колебаний уровня от климатических причин. Впервые в географической науке применил балансовый метод при изучении географических явлений (баланс воды в ледниках, влаги в воздухе и т. п.); заложил основы палеоклиматологии, сельскохозяйственной метеорологии, фенологии. Предложил классификацию рек мира по их водному режиму. В. был членом многих отечественных и зарубежных научных обществ. Имя В. присвоено главной геофизической обсерватории в Санкт-Петербурге. В 1948-1957 гг. вышли «Избранные сочинения» в 4 т.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ (ВМС) АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Один из видов Вооруженных сил Азербайджанской Республики наряду с сухопутными войсками и военно-воздушными. ВМС Азербайджана включают переданные по достигнутому соглашению с Россией корабли и части бывшей Каспийской военной флотилии (см.). В их составе 2 фрегата, 18 боевых катеров, 15 тральщиков, 4 десантных корабля, а также 2 вспомогательных корабля. Численность личного состава ВМС – 2200 чел. Базирование ВМС – Баку.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ (ВМС) ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Представлены двумя не зависящими друг от друга структурами: командованием ВМС армии в зоне Каспийского м. (4-й военно-морской р-н, военно-морская база Энзели) и командованием Корпуса стражей Исламской революции в зоне Каспийского м. (ба- тальон охраны побережья в порту Ноушехр). В портах Ноушехр и Энзели, а также Реште (недалеко от побережья) действует учебный центр ВМС армии. На Каспии расположена школа иранских боевых пловцов. В распоряжении Ирана находятся 3 противолодочных судна и 2 патрульные лодки, мобильные катера, а также несколько кораблей на воздушной подушке. Всего ВМС Ирана имеет на Каспии ок. 90 боевых и вспомогательных единиц корабельного состава, преимущественно мелких.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Образованы в 1920 г. Каспийским и Азербайджанским военными флотами. Тогда командующий Каспийским военным флотом Ф.Ф. Раскольников был избран правительством АзССР командующим Азербайджанским военным флотом.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ (ВМС) РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Формирование ВМС началось после Указа президента «О создании ВМС Республики Казахстан в составе Вооруженных сил Республики Казахстан» в 1993 г. Целью ВМС является обеспечение соблюдения национальной безопасности и законодательства в открытом море, пресечение правонарушений и морских преступлений, организация таможенного контроля и борьба с контрабандой, с перевозками наркотиков, сохранение биологических ресурсов, проведение поисково-спасательных операций, обеспечение безопасного судоходства и мореплавания, выполнение положений международной морской конвенции, сохранение морской среды. Основу флота составили патрульные катера, предоставленные США, и суда, построенные на Уральском кораблестроительном заводе. В 1998 г. со стапелей Уральска был спущен на воду первый казахстанский военный корабль – малый тральщик «Беркут». Несколько боевых кораблей было выделено Россией из состава Каспийской флотилии. Флот будет базироваться по всему казахстанскому побережью Каспийского м. в портах Атырау (см.), Баутино (см.), Актау (см.), Ералиево (см.). Для подготовки кадров в Актау открыто военно-морское училище. Создание флота планируется завершить к 2010-2015 гг.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ (ВМС) ТУРКМЕНИСТАНА

Основу составляют быстроходные суда-катера типа «Гриф» и «Колкан», а также подаренный США катер «Пойнт Джексон». Базирование ВМС – Туркменбаши.

ВОЕННЫЙ ПОРТ

Порт, который служит для базирования кораблей военного флота и является частью военно-морской базы. В. п. имеет рейды и гавани для стоянки кораблей, а также причалы и склады для обеспечения флота топливом, боезапасом, продовольствием и другими видами снабжения. На Каспийском м. – это Энзели (Иран), Баку (Азербайджан), Новокомаровка, Махачкала (Россия), Курык (Казахстан), Туркменбаши (Туркменистан).

ВОЗМОЖНЫЕ ЗАПАСЫ

Запасы углеводородного сырья, которые, в принципе, могут быть извлечены, однако с меньшей допустимостью, чем вероятные запасы (см.).

ВОЗОБНОВЛЯЕМОСТЬ ЗАПАСОВ

Отношение вновь разведанных запасов углеводородного сырья к объемам добычи.

«ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛГИ»

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна» разработана в соответствии с распоряжением правительства РФ от 1994 г. Программа предполагает объединить в единый комплекс экологические, экономические, научно-технические и организационные мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие и экологическое оздоровление Волжского бассейна. Программой определяются: генеральное комплексное направление поэтап-ной разработки и реализации экономических и организационных мероприятий, обеспечение подготовки пакета правовых и нормативных документов, позволяющих в совокупности достичь основной стратегической цели. В 1992— 1994 гг. была разработана первая составляющая часть программы: концепция ФЦП. Программа направлена на реализацию основных положений государственной политики устойчивого развития и рассматривается как средство координации деятельности многочисленных участников процесса возрождения Волги и способ решения крупномасштабных региональных проблем через привлечение средств разных инвесторов, рост деловой активности предпринимателей и т. д. Конечная цель программы – обеспечение необходимых условий для вывода из кризиса огромного региона Большой Волги, в состав которого входят 8 республик и 28 областей России. Программа изложена в 3 книгах «Возрождение Волги – шаг к спасению России» (1996 г., 1997 г., 1999 г.).

ВОЙНОВИЧ МАРКО ИВАНОВИЧ (1750-1807)

Русский гидрограф. Родился в Черногории. Юношей был принят на военную службу в Венецианской Республике. За серьезную провинность приговорен к смертной казни через повешение. Бежал из тюрьмы, записался волонтером в русский флот. Отличился в Архипелагской экспедиции, произведен в лейтенанты и назначен командиром фрегата. В чине капитан-лейтенанта В. был представлен Г. Потемкину и императрице Екатерине II. Получив титул графа, В. стал командиром собственной яхты императрицы. В 1781 г. на Каспий была отправлена экспедиция под его руководством. Ему поручалось отыскать наиболее удобное место для основания русской торговой базы в целях привлечения туда торговли как из Индии, так и из других восточных стран. Летом 1781 г. эскадра В. высадилась на берегу Астрабадского зал., Персия. Здесь была построена крепость. Однако хитростью правитель Мазендерана, Астрабада и Гиляна Ага-Мохаммедхан Каджар заманил В. и его ближайших офицеров в гости… и бросил их в темницу. Екатерина II, узнав об этом, приказала сровнять крепость с землей, а эскадре вернуться в Астрахань. Крепость была разрушена, В. и его офицеры освобождены. Эскадра В. оставалась в заливе до лета 1782 г., подробно исследовав его. За труды на Каспийском м. и персидских берегах В. был произведен из капитана 1 ранга в капитаны 2 ранга. В 1783 г. В. переведен на Черноморский флот. В 1787-1789 гг. во время русско-турецкой войны в чине контрадмирала руководил сначала Севастопольской эскадрой, а затем всем Черноморским флотом, являясь также членом управления Адмиралтейства. В 1790 г. В. снова переведен на Каспий, а год спустя он ушел в отставку. В 1796 г. В. вернулся на флот и дослужился (1801 г.) до полного адмирала. В 1805 г. он снова вышел в отставку. Скончался в 1807 г.

ВОЛГА

В древности Ра – «щедрая», также Ранга (Авеста, IV-V вв. до н. э., Заратустра). У Птоломея, II в. до н. э.: «Волга состоит из двух рек – Камы на востоке и собственно Волги на западе»; примерно 100 лет спустя у древнегреческого ученого Агафемера – Рос (на ее берегах живет народ россоланы, входящие в группу скифских народов); у средневековых мусульманских исследователей (арабских, персидских), в том числе А. Масуди, X. Казвини, Ибн-Фадлана: Итиль, Этель, Идель, Идул, Атель, Эдель. (Редко в Европе Астиль, Ледиль.) Арабский географ X в. Ибн-Хаукаль писал о ней как о «реке русов». У Масуди также название «Хазарская река» (в нижнем течении жили хазары. Итиль встречается у армянского историка Моисея Хоренского (Мовсес Хоренаци, V в. н. э.). В сочинениях византийского императора Константина Порфирородного (IX в. н. э.) – Атель; у Рубрука – Этиль; у МаркоПоло – Эргиль. Некоторые авторы связывают с названием Итиль имя гуннского вождя Атиллы. Русское название Волга — финское слово, в переводе – святой. Татарские писатели называют В. Булга, по-видимому, по названию живущего на берегах народа тюркского племени булгаров, их царства и главного города – Булгар. В. – крупнейшая река Европы, национальная гордость России. Длина реки – 3531 км. Пл. водосборного бассейна – 1358 тыс. км2 (62,2 % европейской части и 8 % всей пл. России, или почти 13 % пл. Европы). В пределах бассейна находятся полностью или частично 40 административных единиц (из них 2 в Казахстане, остальные в России); российская территория – это 8 республик и 30 областей. В. берет начало на Валдайской возвышенности. Впадает в Каспийское м. Бассейн расположен в пределах Русской равнины между 62 и 45° с. ш. и 36 и 62° в. д. Протяженность с севера на юг 2,5 тыс. км, а с запада на восток – ок. 2,3 тыс. км. В. запружена 8 плотинами, из которых 6 лишены каких-либо рыбопропускных сооружений. Территория бассейна характеризуется чередованием низменных равнин (Верхневолжская, Ветлужско-Унжинская, Мещерская, Прикаспийская (см.) и др.) и возвышенностей. Бассейн расположен в основном в абсолютных отметках 100-300 м, но есть и исключения: на юге, в Прикаспийской низменности – на отметке 30-40 м, а в верховьях р. Белой – 300-400 м. В. на своем пути пересекает лесную (до Казани), лесостепную (до Самары), степную (до Волгограда) и полупустынно-пустынную зоны (до Каспийского м.). Водный режим В. формируется главным образом за счет впадения в нее притоков. Непосредственно в В. впадает 2600 рек, а всего в бассейне насчитывается более 150 тыс. водотоков – рек длиной более 10 км. Водосбор малых рек составляет 45 % общего водосбора бассейна. Левые притоки В. (особенно ниже Н. Новгорода) многочисленнее и многоводнее правых. Наиболее крупные из них: Молога, Шексна (впадают в Рыбинское водохранилище), Кострома, Унжа, Ветлуга, Кама, Самара и Большой Иргиз. Среди правых – Ока, Сура и Свияга. Основное питание В. -снеговое (60 %), подземные воды (30 %) и дождевое (10 %). Естественный режим В. характеризуется весенним половодьем (апрель – июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками в октябре – ноябре. В. издавна имела важное торговое значение. В IX-XHI вв. это был путь, связывавший с булгарами, тюркскими племенами (хлебная торговля), владения которых распространялись по Средней и Нижней В. и Каме. В XIII-XIV вв. сложился устойчивый ассортимент волжской торговли Руси. Вниз по В. шли меха (они достигали Дербента и Багдада), мед, воск, моржовый клык, кожи, льняные ткани. Вверх шли соль, пряности, шелковые ткани и драгоценные камни, изделия из благородных металлов, самоцветы, жемчуг, оружие. После взятия Иваном Грозным в 1552 г. Казани и в 1556 г. Астрахани водный путь по В. стал московским на всем протяжении. Астраханская торговля, соединившая Русь через Каспийское м. (Хвалынское м.) со среднеазиатскими ханствами, Персией, Индией, значительно оживилась. В это время большое значение приобрел волжский рыбный промысел. В XVII в. В. и ее притоки становятся основой всероссийской торговли, а сама В. – очень оживленным магистральным торговым путем. В XVIII в. В. протекала под стенами Астраханского кремля. Последние столетия основной поток реки все время перемещался в западном направлении. В XVI в. А. Дженкинсон (см.) спускался в Каспийское м. по глубокому и полноводному рукаву В. Болде; Адам Олеарий в XVII в. воспользоваться этим путем уже не мог, он шел западнее – по рукаву Иванчугу. В XVIII – начале XIX в. дорогой к морю служила сама В., но затем русло ее стало заноситься песком и сильно дробиться на рукава. Пришлось судовой ход перенести еще западнее – в Бахтемир (см.). В XVIII в. В. – «основание всея коммуникации Российской империи, следовательно, и основание всей коммерции». В XIX в. В. соединяется с Петербургом через Тихвинскую (1811 г.) и Мариинскую (1810 г.) системы. Начато строительство соединения В. с Москвой по рекам Сестре и Истре и каналу между ними. В 40-е гг. XIX в. на В. появились пароходы. Однако функционирование В. в качестве главной торговой коммуникации России затруднялось «первобытным природным состоянием» – маловодьями и обмелением. Кроме того, для экономического развития России нужны были судоходные соединения В. с реками смежных бассейнов – Днепром и Доном. Долина В. (выше Волгограда) превращена в цепочку водохранилищ, образованных плотинами ГЭС. Поданным инструментальных наблюдений, в 1882— 1994 гг. сток В. и ее притоков неравномерен как в сезонном, так и в многолетнем разрезе: средний многолетний расход воды В. (в створе Волгограда) -8000 м3/с; средний годовой: в маловодный (1921 г.) – 5000 м3с; в многоводный (1926 г.) – 12 000; минимальный среднемесячный: летний – 2100; зимний – 1100; максимальный полноводный (1 июня 1926 г.) – 59 000 м3с. В многолетнем ряду наблюдений прослеживаются периоды повышенной и пониженной водности. Сток за период 1922/23-1929/30 гг. составил 297 км3г., 1933/34-1940/41 гг. – 190 км3г., 1978/ 79-1990/91 гг. – 287 км3г. Средний многолетний сток В. ок. 241 км3г. До зарегулирования В. разливалась весной в сторону от русла на многие километры. В иные годы уровень воды в реке поднимался у Волгограда на 8-8,5 м, а у Астрахани – на 5,5 м, затапливая низко лежащие земли. Теперь весенних паводков ниже Волгограда не бывает. От прошлого остались лишь изменения уровня воды в реке при cгонах и нагонах ее со стороны Каспийского м. Ветер южных направлений – моряна (см.) поднимает воду у Астрахани иногда на 2 м и более над ординаром, вызывая в В. обратное течение. «Приливы», вызванные моряной, докатываются до города Енотаевска. Ветры северных направлений могут вызвать понижение горизонта реки у Астрахани на 80 см, при этом пресная волжская струя прослеживается в море на расстоянии 55 км. Колебания водности В. сопровождаются связанными с ними изменениями уровня Каспийского м. Если в начале XX в. значение В. практически сводилось к транспортным функциям, то уже в 30-е гг. оно существенно возросло за счет строительства крупнейших гидроузлов, позволивших на базе дешевой электроэнергии развивать экономикуэлемент экономической, социальной и экологической системы бассейна В. и Северного Каспия. Волжско-Камские ГЭС в средний по водности год вырабатывают 36 млрд кВт/ч электроэнергии, что составляет четверть годового производства всех ГЭС России. На водный транспорт Волжского бассейна приходится 70 % всех речных перевозок России. Это объединенная судоходная система протяженностью более 4 тыс. км с гарантированными глубинами 4 м, которые поддерживаются за счет регулирования водохранилищ и специальными попусками в нижние бьефы. Волжской водой орошается 2 млн га земель. В водохранилищах вылавливается ок. 300 тыс. ц рыбы (потенциальный вылов – 500 тыс. ц). В В. обитает до 75 видов рыб, из них 40 промысловых (важнейшие – вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, чехонь, щука, осетр, стерлядь). В бассейне В. насчитывается ок. 20 тыс. водозаборов и 5,5 тыс. водовыпусков для нужд промышленности, теплоэнергетики, питьевого водоснабжения и орошения. Гидротехническое строительство на В. коренным образом изменило условия крупного судоходства. Увеличение глубины, спрямление судоходного русла, резкое сокращение землечерпательных работ, увеличение размеров судов и др. преимущества позволили значительно увеличить грузооборот. Транспортное значение В. возросло и благодаря сооружению крупнейших каналов, соединивших В. с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, Вышневолоцкой и Тихвинской системами; с Белым м. – через Северо-Двинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал; с Азовским и Черным м. – через Волго-Донской канал. На берегах В. расположено более 900 портов, пристаней и причалов. Главные города и порты (от истока до устья): Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Среди факторов, сыгравших огромную роль в экономическом развитии Поволжья и усилении связей с другими районами страны, наряду с энергетикой и усилением транспортного значения В. необходимо отметить открытие в 20-30-х гг. XX в. крупнейших месторождений Волго-Уральской нефтегазоносной обл. Позднее здесь сформировался крупнейший в России район нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

ВОЛГО-АХТУБИНСКАЯ ПОЙМА

Пространство между Волгой и ее левым рукавом Ахтубой (по-татарски Ак-Тюбе – «белые холмы»), изрезанное протоками и старицами. Ширина волжской долины в районе В.-А. п. достигает 20-30 км. Весной пойма заливается водой, приносящей плодородный речной ил.

ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ

Внутренний водный путь, соединяющий бассейн Волги с Балтийским м. В начале В.-Б. в. п. проходил по Вышне-Волоцкой системе; в дальнейшем были построены Тихвинская система и Мариинская система; последняя эксплуатируется в настоящее время. В состав В.-Б. в. п. входят Рыбинское водохранилище (от Перебор до Череповца), шлюзованная часть р. Шексны (от Череповца до Чайки), Белоозерский канал (со шлюзами), шлюзованная часть р. Ковжа, водораздельный Ново-Мариинский канал, нижняя часть р. Вытегры с большим количеством шлюзов (т. н. густошлюзованная часть системы), Онежское оз., р. Свирь с двумя гидроузлами, Ладожское оз. и р. Нева. Общая протяженность пути ок. 1100 км. В.-Б. в. п. связан с Северо-Двинской системой, берущей начало в 130 км выше Череповца (Топорнинский канал), и через Онежское оз. – с Беломорско-Балтийским каналом.

ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ (бывш. им. В.И. Ленина)

Шлюзованный судоходный канал, постройка которого начата перед Великой Отечественной войной и закончена в1952 г. Соединяет бассейны р. Волги и Дона в месте их наибольшего сближения – в р-не Волгоград – Калач. Длина 101 км. В.-Д. с. к. берет начало на Волге в р-не Красноармейска, на водораздел между Волгой и Доном суда поднимаются по 9 шлюзам (суммарная высота 88 м). На донском склоне канала создано несколько водохранилищ, в которые поступает вода, накачиваемая из Дона 3 насосными станциями, из этих водохранилищ питаются водой водораздельный участок канала и шлюзы. Спуск с водораздела происходит по 4 шлюзам (общая высота 44 м), пройдя шлюз № 13, суда выходят в большое водохранилище, оборудованное подпорами Цимлянского гидроузла. Ширина водохранилища доходит местами до 20 км, макс, высота волны – 3 м. Через 2 шлюза Цимлянского гидроузла суда спускаются в Дон, по которому следуют далее до устья реки.

ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ БАССЕЙН

Уникальная природная система, образуемая Волжским бассейном, важнейшим в экологическом отношении регионом России, и Каспийским м.

ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ КАНАЛ, ГЛАВНЫЙ БАНК

Один из крупнейших морских каналов мира, главный водный путь, соединяющий порт Астрахань с открытым морем. Был построен с целью устранения необходимости двойной перегрузки при следовании судов с моря в Волгу и обратно. Морская часть канала прорыта почти через всю мелководную северную часть Каспийского м. от точки, расположенной несколько севернее плавучего маяка Волго-Каспийский, до устья рукава Бахтемир (см.), или Ракуша, и по нижнему течению рукава Бахтемир на расстоянии ок. 185 км от впадения его в море. Дальше на север до пос. Красные Баррикады (см.), где заканчивается В.-К. к., плавание совершается по руслу рукава Бахтемир – речной части канала. Начал строиться в 1874 г. (на левом берегу Бахтемира стоит скромный указатель «110 лет Волго-Каспийскому каналу, 1874-1984 гг.»). Общая протяженность В.-К. к. от начала морской части канала до пос. Красные Баррикады составляет 101 мор. милю (188 км). По протяженности каналу нет равных в Европе. Счет километров на канале ведется от пос. Красные Баррикады в сторону моря. Русловая часть канала -0-86 км, морская часть – 86-188 км. На всем протяжении от Астрахани судовой ход пролегает по естественным водотокам р. Волги, Бахтемира, Главному Банку и в морской части – по искусственно созданному каналу. За начало канала принят 0 км у пос. Бертюль. Морская часть В.-К. к. состоит из 4 колен. Минимальная ширина канала на уровне навигационной глубины принята равной 100 м. Габариты канала рассчитаны на двухстороннее движение судов с максимальными размерами по длине 125 м, ширине 16,6 м и с осадкой 4,2 м. Речная часть канала проходит по рукаву Бахтемир и имеет несколько колен. Этот рукав является одним из самых длинных и глубоководных рукавов дельты Волги. Он извилист и имеет протяженность, считая от пос. Красные Баррикады до устья реки, ок. 54 миль. Плавание совершается по фарватеру, глубина которого 5 м (1998 г.). Глубины в В.-К. к. вследствие наносов р. Волги непостоянны. На нем часто образуются мели и перекаты, затрудняющие плавание. Поэтому в морской и речной частях канала постоянно проводятся дноуглубительные работы (ежегодные ремонтные работы исчисляются более чем 1,5 млн м3). За бровками канала глубины весьма малы. Помимо того что канал служит транспортной магистралью, он на всем своем протяжении является уникальной искусственной миграционной «дорогой» рыб. Ценнейшие их виды: белуга, осетр, севрюга, каспийская сельдь, белорыбица, вобла и многие другие – заходят с моря по каналу в пресную речную воду на нерест.

ВОЛГО-УРАЛЬСКИЕ ПЕСКИ

Песчаная территория Прикаспийской низменности между р. Волгой и р. Уралом. Протяженность с севера на юг и с запада на восток достигает 250-270 км. Абс. высота с севера на юг изменяется от +2 до -20 м. Полупустынная природная зона с зональными бурыми пустынно-степными почвами. Климат континентальный, средняя температура года +7°…+8 °С, июля +24°…+26°, января -8 …-10 °С. Годовое количество осадков 100-200 мм. Общая пл. В.-У. п. -42 тыс. км2. Территория В.-У. п. включает Нарынские пески (см.), Прикамыш-Самарские, Приморские пески и Рын-пески (см.).

ВОЛЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ

Формирование бывш. советского ВМФ в июне 1918 – июле 1919 г. и октябре 1941 – июне 1944 г. Во время Гражданской войны участвовала в боях с белогвардейцами на Волге и Каме (затем вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии (см.). Во время Великой Отечественной войны участвовала в Сталинградской битве.

ВОЛЖСКАЯ СЕЛЬДЬ, ВОЛЖСКАЯ МНОГОТЫЧИНКОВАЯ СЕЛЬДЬ (Alosa kessleri volgensis)

Проходная рыба. Спина окрашена в темно-зеленый или оливково-зеленый цвет. Позади жаберной крышки почти всегда есть черное пятно, другое пятно, но не резко выраженное, находится между глазом и верхним краем жаберной крышки. Жаберных тычинок от 90 до 150, они сравнительно длинные и тонкие. Зубы развиты слабо, иногда почти незаметны. Позвонков от 48 до 54. Идет в Волгу (до Волжской ГЭС), реже в Урал, в единичных экземплярах – в Терек. В море встречается повсеместно от южных до северных берегов, как на западе, так и на востоке. Зимует в Южном Каспии и отчасти Среднем Каспии; в феврале – марте начинает идти на север. Длина тела половозрелых экземпляров от 19 до 39 см. Масса – от 100 до 600 г. Самки крупнее самцов. Жирность В.с. – 6-10 %. Продолжительность жизни – до 6 лет. В апреле входит в Северный Каспий и подходит в предустьевое пространство и к дельте Волги, отдельные косяки подходят к Уралу. Входит в Волгу, главным образом, в мае при температуре воды 12-17 °С. Поднимается вверх со скоростью от 10 до 30 км в сутки. Нерест происходит в мае – начале июня при температуре воды от 13 до 24 °С, раз-rap при 15-19 °С. Икрометание отмечается в основном в вечерние часы. Основные места нереста – от Астрахани до Волжской плотины. По Уралу В. с. проходит до 300 км, нерестуя во всем его нижнем течении. В некоторые годы нерест происходит и в предустьевом пространстве Волги в пресной или солоноватой воде до 1%о. Отнерестившаяся В. с. скатывается в море в июне. Некоторые рыбы мечут икру до 3-4 раз в жизни. Молодь скатывается в предустьевое пространство в июле, а к сентябрю – октябрю уходит из Северного Каспия на юг. В. с. питается преимущественно ракообразными, но также и мелкой рыбой – каспийской килькой, бычками. Не прекращает питаться во время хода. В. с. составляла основу сельдяного промысла на Каспии. В. с, по-видимому, образует помеси с черноспинкой (см.).

ВОЛЖСКИЙ ВОДОДЕЛИТЕЛЬ

См. Астраханский вододелитель.

ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ БАНК

Акционерный, коммерческий, учрежден в 1870 г. в Петербурге по инициативе В.А. Кокорева (см.). К 1873 г. Б. имел 18 губернских филиалов, в начале XX в. – 61. Патронировал предприятия нефтяной («Бакинское нефтяное общество») и мукомольной промышленности, транспортные компании («Самолет» и др.), страховые общества («Русский Ллойд» и др.), Владикавказскую железную дорогу. До начала XX в. – крупнейший коммерческий банк России, затем его влияние стало падать, а в 1917 г. он перешел под частичный контроль концерна Путиловых – Стахеевых. В 1913 г. годовой оборот Б. составил 21,7 млрд руб.

ВОЛЖСКО-КАСПИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ

Формирование в составе бывш. советского ВМФ, существовала в июле 1919 – июле 1920 г. Создана путем слияния Волжской и Астрахано-Каспийской военных флотилий (см.). Участвовала в обороне Астрахани, военных действиях в Закавказье и на Каспийском м.

ВОЛНЕНИЕ

Волны на поверхности моря, образуются главным образом под воздействием ветра. Параметры ветрового волнения зависят от скорости (м/с) ветра, его продолжительности, протяженности водной поверхности, находящейся под воздействием ветра (длины разгона волн). Свободные волны, оставшиеся после прекращения ветра, называются зыбью. Каспийское м. весьма неспокойное. Действующие над морем ветры (см. Ветровой режим Каспийского м.) могут вызывать сильное волнение, опасное для практической деятельности на море. Размеры волн, развивающихся на Каспии, сопоставимы с океанскими. В соответствии с преобладающими над Каспием полями ветров, действующих вдоль продольной оси моря, в открытых его районах волнение чаще всего распространяется с севера и северо-запада (32 %) или с юго-востока и юга (36 %). Реже (ок. 12 %) наблюдается восточное волнение. Примерно в 20 % случаев, при маловетрии и штиле, волнение слабое, неустановившееся. В открытых районах моря нередко наблюдается крупная зыбь, чаще всего с севера и северо-запада. При всех типовых ситуациях с возрастанием скорости ветра повторяемость соответствующего поля волн уменьшается и, таким образом, наиболее часто наблюдается волнение, соответствующее скорости ветра до 10 м/с, а наиболее редко – скорости ветра более 25 м/с. При ветрах до 15 м/с летом преобладает волнение северных направлений, а зимой – южных. Высота волн 5 % обеспеченности при этом не более 3 м. Штормовое волнение чаще развивается зимой и весной при северных ветрах 20-25 м/с. Сильные, продолжительные штормы наиболее характерны для открытых акваторий Среднего Каспия, где самые волноопасные направления – северо-западное и юго-восточное. На характер полей волн оказывает влияние орографический эффект: происходит сдвиг штормовой деятельности к западному берегу Среднего Каспия. Вдоль восточного берега моря волнение в общем вдвое слабее, чем вдоль западного. При штормах северных направлений наибольшее волнение наблюдается в р-не Апшеронского архипелага, где в среднем отмечается 40-50 дней в году со штормами, чаще – зимой. Эпицентр максимального волнения располагается к северо-западу от банки Нефтяные Камни, где высота волн может достигать 8 м, а в экстремальные штормы – даже 9-10 м. Чаще всего в р-не Апшеронского п-ова наблюдаются волны высотой до 2 м. У туркменского побережья умеренные и сильные северо-западные ветры (5-15 м/с) вызывают волнение до 1 м, а штормовые ветры – до 2-3 м. При юго-восточных ветрах на всей акватории Южного Каспия волнение слабое – до 1 м. Наибольшие волны при этих ветрах развиваются на севере Среднего Каспия, в р-нах Махачкала – Дербент и у п-ова Мангышлак (Форт-Шевченко – Кендерли), где высота волн 5 % обеспеченности может достигать 6-7 м. Такая же высота волн при юго-восточных штормах наблюдается в открытой акватории моря. Восточные ветры даже при наибольших скоростях вызывают волны высотой не более 2-3 м. В Северном Каспии развитие ветрового волнения ограничивается глубиной места. При ветре 15-20 м/с волны на мелководье достигают предельных размеров и при дальнейшем увеличении скорости ветра уже не меняются. Наиболее часто в Северном Каспии наблюдается северо-западное, восточное и юго-восточное волнение (ок. 70 %). Наибольшая возможная высота волн возрастает с севера на юг, с увеличением глубины. При ветре 15—20 м/с высота волн 5 % обеспеченности увеличивается от 0,5 м вблизи дельты Волги до 4,5-5 м на свале глубин, на границе со Средним Каспием. Самое спокойное время на Северном Каспии – лето, когда нередко устанавливается штиль на обширной акватории.

ВОЛНОЛОМ

Оградительное сооружение, обе конечности которого не соединяются с берегом.

ВОЛЫНСКИЙ АРТЕМИЙ ПЕТРОВИЧ (1689-1740)

Государственный деятель и дипломат XVIII в. Известно, что происходил он из очень древнего рода, вышедшего из Волыни в XIV в. По другим источникам, родился в Москве или Пензенской губернии. В 1704 г. в 15-летнем возрасте его записали в драгунский полк. В 1711 г. в качестве курьера Петра I с инструкциями для переговоров с турками прибыл к вице-канцлеру П.П. Шафирову, с помощью которого началось его возвышение. Одно время находился в турецком плену. В июне 1713 г. Шафиров направил В. к царю с подписанным Адриано-польским мирным договором. Попав в окружение Петра I, В. быстро выдвинулся и в 1715 г. получил чин подполковника. В 1716 г. Петр I направляет в Персию посольство во главе с 27-летним подполковником В. Официальной целью его поездки было заключение торгового договора, однако тайная инструкция (формуляр) предписывала В. досконально изучить военное, хозяйственное и политическое положение Персии и обратить особое внимание на возможность освоения торгового пути в Индию через Персию, с тем чтобы осуществить транзит восточных товаров через Россию на Запад. Деятельность В. в Персии в 1716-1718 гг. в качестве дипломатического представителя России, сумевшего восстановить дружественные отношения между Россией и Персией, создать впервые в истории русско-персидских отношений согласно заключенному им торговому соглашению с Персией (от 30 июля 1717 г.) русскую консульскую службу в Персии, изучить пути и возможности торговли с Индией через Персию, была высоко оценена (правда, не сразу) Петром I. Он произвел В. в чин полковника и личного генерал-адъютанта. За эти же заслуги в 1719 г. В. был назначен губернатором Астрахани (1719— 1725 гг.). Перед ним были поставлены задачи: организация и обеспечение военного похода в Персию; приведение в подданство или, по крайней мере, к союзу с Россией степных и горских народов; административное устройство губернии; организация промышленности, развитие садоводства и благоустройство города. После кончины Петра I в 1725 г. переведен губернатором в Казань. В 1729 г. он уже в Петербурге, где отодвинут на задний план в раскладе политических сил. Однако в 1737 г. участвовал в мирных переговорах с Турцией на Немировском конгрессе. Дослужил до кабинет-министра при государыне Анне Иоанновне. В мрачные годы бироновщины (Бирон Э.И. – фаворит Анны Иоанновны) был обвинен в государственной измене и 27 апреля 1740 г. казнен. В истории дипломатии имя В. обычно связывают с переговорами с Турцией по ликвидации последствий неудачного Прутского похода в 1711 г. и Персидским походом Петра I в Северную Персию в 1722-1723 гг.

ВОРОНЦОВ-ДАШКОВ ИЛЛАРИОН ИВАНОВИЧ (1837-1916)

Граф, государственный деятель, крупный землевладелец, генерал от кавалерии (1890 г.), генерал-адъютант (1875 г.), личный друг императора Александра III. Участвовал в Кавказской войне 1817-1864 гг., принимал участие во взятии крепостей Ура-Тюбе и Джизак (1865 г.) в Туркестане, участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1881-1897 гг. министр Императорского двора и уделов, канцлер Капитула Российской империи и царских орденов. В 1881 г. в Лейпциге выпустил «Письма о современном состоянии России», в которых предлагал пересмотреть выкупные операции с учетом интересов крестьян, перевести временнообязанных крестьян на выкуп, подчеркивал экономическую нецелесообразность общины. После убийства Александра II (1881 г.) – один из создателей «Священной дружины», ее фактический руководитель. Провел реформу деятельности ведомства уделов (в т. ч. попытался создать фермерские хозяйства на удельных землях путем сдачи в аренду земельных владений). В 1904-1905 гг. председатель Российского общества Красного Креста. С 1905 г. наместник на Кавказе, главнокомандующий войсками Кавказского военного округа, двора и уделов. Войсковой наказной атаман Кавказских казачьих войск. Инициатор законопроекта по землеустройству государственных крестьян (1909 г.), в котором предусматривалось предоставление в частную собственность отводимых крестьянам наделов; намечал широкую программу реформ на Кавказе (развитие промышленного предпринимательства и железнодорожного строительства, введение земского самоуправления, создание высших учебных заведений и т.д.). В начале XX в. с помощью нефтяной корпорации «Бранобель» организовал добычу нефти в пос. Балаханы (близ Баку). Состоял председателем правления в ряде уставных сахаро-заводских товариществ. С начала Первой мировой войны назначен главнокомандующим Кавказской армией, однако участия в военных действиях не принимал.

ВОРОПАЕВ ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1932-1999)

Крупный российский ученый в области гидрологии суши и водохозяйственных проблем, организатор науки. Доктор технических наук, член-корр. АН СССР (1976 г.). Окончил Московский институт инженеров водного хозяйства. С 1954 по 1971 г. вел большую научную и преподавательскую работу в Таджикистане и Казахстане, изучая проблемы водных ресурсов, их использования и мелиорации земель. С 1971 г. в Институте водных проблем АН СССР (РАН), с 1976 по 1988 г. директор Института водных проблем АН СССР, главный редактор журнала «Водные ресурсы», возглавлял редколлегию академической серии «Каспийское море», постоянный член ГЭК Госплана СССР (1975-1994 гг.), председатель Экспертного совета Госплана СССР (1983-1987 гг.), директор Научно-координационного центра «Каспий» (1989-1998 гг.), председатель Научных советов ГКНТ и АН СССР по комплексному изучению проблем Каспийского моря (1976-1998 гг.) и «Научные основы управления режимом и ресурсами вод суши», сопредседатель совместной российско-иранской рабочей группы по Каспийскому морю в рамках научно-технического сотрудничества между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией, вице-президент Международной комиссии по гидрологии. Научные исследования В. посвящены изучению формирования вод суши и разработке систем управления их режимом как важнейшей составляющей биосферы и незаменимого элемента производительных сил. Занимался изучением водного баланса орошаемых массивов и оросительных систем в целом, резервов орошения. Разработал физико-географические основы водохозяйственных балансов. Был научным руководителем разработки проблемы территориального перераспределения водных ресурсов в СССР. Под его руководством был создан научно-исследовательский флот на Каспийском море. Основные труды: «Ирригация в некоторых странах мира» (совм. с Б.С. Ниязовым, 1970); «Физико-географические основы водохозяйственного баланса» (совм. с В.Б. Местечкиным, 1981); «Моделирование водохозяйственных систем аридной зоны СССР» (совм. с Г.Х. Исмайыловым, В.М. Федоровым, 1984); «Экономико-географические аспекты формирования территориальных единиц в водном хозяйстве страны» (совм. с Б.Г. Благоверовым, Г.Х. Исмайыловым, 1986); «Развитие водохозяйственных систем» (совм. с Г.Х. Исмайыловым, В.М. Федоровым, 1988). Уже после смерти вышла книга «Проблемы управления водными ресурсами Арало-Каспийского района» (совм. с Г.Х. Исмайыловым и В.М. Федоровым, 2003).

ВОСКОБОЙНИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1803-?)

Родился в семье врача. Окончил с золотой медалью Горный кадетский корпус в Петербурге и был направлен в Грузинскую горную академию, где изучал полезные ископаемые. В 1825 г. В. направили в Баку на нефтяные промыслы. В 1834 г. В. назначен директором бакинских и ширванских нефтяных промыслов. Выступил с предложением организовать в Баку переработку нефти (большая часть ежегодно добываемой нефти в тот период поступала в Персию). В 1837 г. сконструировал аппарат для перегонки нефти. В этом же году В. закончил строительство нефтеперегонного завода в с. Балаханы. Здесь была осуществлена перегонка нефти с водяным паром. Впервые в истории для нагрева нефти использовал природный газ. В 1846 г. В. в чине подполковника ушел в отставку по состоянию здоровья. Дальнейшая судьба его неизвестна, как и дата его смерти.

ВОСТОЧНАЯ СЕЛЬДЬ (Alosa brashnikovi orientalis)

Сельдь средней величины. Тело высокое, слабо окрашенное, с отвисшим брюшком, длина тела от 25 до 33 см. Жаберных тычинок от 22 до 35. Позвонков от 46 до 53. Ареал ограничен прибрежными водами Южного Каспия от Горганского зал. на юге до Красноводского зал. на севере. Совершает миграции малой протяженности. Нерестится у берегов с конца марта по май обычно при температуре воды 17-18 °С и выше.

ВОСТОЧНОЕ МОРЕ

См. Великое Восточное море.

ВОСТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО ТОВАРНЫХ СКЛАДОВ СТРАХОВАНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ТОВАРОВ С ВЫДАЧЕЙ ССУД

Акционерная компания. Основана в 1893 г. в Петербурге. Осуществляла грузовые и пассажирские перевозки по Волге и Каспийскому м., страхование грузов и их прием на хранение, выдачу ссуд под товары, принятые на перевозку или хранение, продажу нефтепродуктов. Владела складами для хранения нефти и сухих грузов, а также 1787 вагонами-цистернами. В 1903 г. основной капитал составлял 7,5 млн руб. (37,5 тыс. акций по 200 руб.). К 1914 г. Общество владело: на Каспийском м. -40 паровыми судами, 28 баржами (в т. ч. 7 железными), на Волге – 30 пароходами, 37 железными и 64 деревянными баржами, а также 5 товарно-пассажирскими теплоходами. В Дюрт-Алтыне (близ Астрахани) Обществу принадлежали механические мастерские и жилой поселок для рабочих.

ВСЕЛЕНЦЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Новые кормовые объекты, введенные в фауну моря, способные выжить в изменяющихся гидрологических условиях Каспия. С начала 30-х гг. XX в. было высказано предложение об акклиматизации в Каспии ценных кормовых организмов средиземноморского происхождения. Выбор средиземноморской фауны как источника пополнения видами кормовых ресурсов Каспия диктовался ожидаемыми изменениями в направлении повышения его солености в связи с намечавшимся гидростроительством на реках бассейна и разбором речных вод на орошение. Среди акклиматизированных видов -целенаправленно завезенные и стихийно проникшие. Перечень В. К. м.: • 50 000 до н. э.: Zostera папа, Сагdium edule, Fabricia sabella, Atherina mochon pontica, Sygnathus nigrolinea tus, Pomatoschistus caucasicus, Bowerbankia imbricata; • начало XX в.: Rhizosolenia calcar-avis, Myti-laster lineatus, Leander squilla, L. adspersus, R. calcar-avis, Mugil auratus, M. sallies, Pleuronectes flesus lus-cus, Nereis diversicolor, Abra ovata; • середина XX в.: (после строительства Волго-Донского канала): Pleopis polyphemoides, Balanus impovisus, В. Ebumeus, Membranipora crustulenta, Ceramium diaphanum, C. Tenuissimum, Ectocarpus confervoides, Polysiphonia variegata, Blackfordia virginica, Rhith- ropanopeus harrisii; • конец XX в.: Penilia avirostris, Calanipeda aquaedulcis, Acartia clausi, Mnemiopsis leidyi (не является ценным), Aurelia aurita; возможные вселенцы XXI в.: Pseudoevadne ter-gistina.

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОКЕАНОГРАФИИ (ВНИРО)

Был образован в 1933 г. по приказу Народного комиссара снабжения СССР А.И. Микояна о слиянии в единое целое Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и Государственного океанографического института. ВНИРО является головным институтом в системе организаций, уполномоченных государством на изучение, сохранение и воспроизводство рыбных запасов. В эту систему входят АзовНИИРХ, АтлантНИРО, КамчатНИРО, КаспНИРХ (см.), ПИНРО со своим Северным отделением, Сах-НИРО, ТИНРО-центр с отделениями: Магаданским, Хабаровским и Чукотским. Главная задача ВНИРО – создание современных научных основ развития российского рыболовства и защита его интересов на межведомственном и международном уровнях, укрепление и развитие единства системы рыбохозяйственных институтов, координация и совершенствование ее работы. В 1983 г. ВНИРО за достигнутые успехи в развитии рыбохозяйственной науки и внедрение новых методов добычи и обработки рыбы награжден орденом Трудового Красного Знамени. ВНИРО, кроме выполнения своей главной задачи, которая заключается в координации исследований системы рыбохозяйственных институтов, проводит исследования по следующим направлениям: комплексное изучение морских биоресурсов с ежегодным прогнозированием возможного безущербного вылова основных промысловых гидробионтов; изучение экологических проблем водоемов и климатических основ биопродуктивности; разработка биологических основ и биотехнологии промышленного культивирования морских организмов. Важное место уделяется вопросам воспроизводства лососевых и осетровых видов рыб, акклиматизации ценных объектов промысла; изучению методов переработки добытого сырья, разработке безотходных ресурсосберегающих технологий, созданию новых пищевых продуктов, в том числе лечебно-профилактического назначения. В 1980-1990 гг. ВНИРО стал уделять больше внимания проблемам точного определения объема допустимого улова (ОДУ) по нескольким не зависящим друг от друга показателям. ВНИРО уделяет много внимания совершенствованию методических основ рыбохозяйственных исследований, в частности по теории рыболовства, по математическому моделированию и др. Комплексное изучение морских и океанических экосистем проводится с помощью авиационной и спутниковой информации, подкрепляемой современными гидрохимическими и гидрофизическими исследованиями. Месторасположение: Москва.

ВУЗОВСКОЕ ОЗЕРО-ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Искусственно созданное постройкой канала им. Октябрьской революции (КОР) озеро-водохранилище. Расположено на границе Приморской и Терско-Сулакской низменностей в г. Махачкала у южного подножья горы Анджиарка, Дагестан. Используется для водоснабжения. Его длина 1200 м, ширина 200 м, глубина 15-20 м.

ВУЛЬФ

Местное название Даш-Зире, остров, находится почти в 1 км к востоку от о. Плита (см.) к югу от Апшеронского п-ова, Азербайджан. Остров В. низкий, местами покрыт скудной растительностью. Берег северной части отмелый, а южный сравнительно приглубый. В южной части острова пристань.

ВЫНОСНОЕ ПРИЧАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ВПУ)

Используется для налива нефти в танкеры. ВПУ представляет собой круглый плавающий буй, прикрепленный к морскому дну над подводным нефтепроводом. Нефть подается в танкеры через гибкие плавающие рукава. Буй может перемещаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях и способен выдержать сильное волнение и штормовой ветер. Плавучие буи ВПУ размещаются на значительном удалении от берега, что обеспечивает минимальное воздействие на окружающую среду, позволяет избегать захода в перегруженные порты и уменьшает опасность посадки танкера на мель. ВПУ Каспийского трубопроводного консорциума (см.) в р-не Новороссийского порта способны обеспечивать налив танкеров со скоростью 12,7 тыс. м3/ч. Во всем мире используется более 500 ВПУ различных типов.

ВЯЗИГА

Сушеная хорда (спинная струна) «красной рыбы» (см.), употребляемая в пищу. Популярны пироги с вязигой.

ВЯЛЕНИЕ

Один из способов консервирования. Сущность процесса В. состоит в медленном высушивании рыбы под воздействием тепла, солнечного света и воздуха, что приводит к значительным изменениям в составе рыбного мяса и более равномерному распределению жира в рыбной тушке. Мясо рыбы становится янтарным и приобретает специфический вкус и аромат. Лучшую вяленую воблу готовят в прохладные, сухие безветренные дни ранней весной, когда вобла еще не нерестилась, следовательно, не потеряла ни веса, ни жира; кроме того, в этот период года по атмосферным и температурным условиям В. происходит наиболее успешно. Воблу вялят от 13 до 30 суток, в зависимости от ее размера. В. применяется и для приготовления провесных балычных изделий из «красной рыбы» (белуги, осетра, севрюги), из лососевых, из белорыбицы, а также из сома, крупной сельди и др. Только балыки вялят не на вешалах, как воблу, а на вышках до 10 м высотой, имеющих крышу, а вместо стен – жалюзи: подвешенные куски рыбы хорошо обдуваются воздухом, но не прогреваются прямыми солнечными лучами. Провесные вяленые балыки, очевидно, получили название, потому что в процессе вяления они долго висят на вышках. Для приготовления балыков используются спинка, бок и теша (см.).